Урок 3. Русская народная
сказка « Сивка-бурка». Отец и сын.
Задачи:
- ребёнок узнает, что благословение
– это напутствие на доброе дело и
дарование помогающей
силы;
- придёт к выводу, что послушание
и терпение - очень важные свойства
характера;
- поймёт, почему слово отца –
закон.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Название сказки |
02 |
Потоптанная пшеница |
03 |
Появление Сивки-бурки |
04/видео |
Сивка-бурка топчет пшеницу:
22 с |
05 |
Иван ловит Сивку-бурку |
06 |
Царский указ |
07 |
Первый прыжок |
08 |
Второй прыжок |
09 |
Третий прыжок |
10 |
Встреча |
11 |
Свадьба |
12/видео |
Преображение Иванушки: 25 с |
13 |
Иванушка на Сивке-бурке |
Со звонком ребят
встречает Иванушка.
Иван: Здравствуйте,
О.О.! Здравствуйте, ребята! О.О., можно
ребятам вопрос задать?
Учитель: Конечно
можно!
Иван: В сказке
на просьбу батюшки выбрать себе невест,
сыновья отвечают: «Так что ж, батюшка,
благослови». А что значит это слово «
благослови»? (Ответы детей.
При помощи учителя дети должны понять,
что благословение – это одобрение,
разрешение, наставление, напутствие на
какое-либо доброе дело).
Учитель: Вместе
с родительским благословением на доброе
дело, человек получает уверенность, что
он на верном пути, и это придаёт ему
силы.
Иван: Ребята,
вы помните, что делали сыновья, прежде
чем пойти исполнять повеления отца?
(Кланялись отцу).
И я вспомнил, как мы
почтительно относились к своим родителям,
величали их батюшка, матушка и обращались
к ним только на «Вы». Да, в хорошие времена
мне посчастливилось жить: ни маленькие
дети, ни уже взрослые, ничего не делали
без благословения родителей, а слово
отца было закон, никто не смел отца
ослушаться. Нарушь
Иван-царевич отцовское благословение
и не возьми в жёны лягушку, на которую
указала ему стрела, не получил бы в дар
такую дивную жену – Василису Премудрую.
Учитель: Да,
Иванушка, быть
отцом – это большая
ответственность.
Интересно и происхождение
слова «отец». Оно берёт своё начало от
имени Адам, так звали самого первого
человека, самого первого отца, от которого
произошли рождённые им дети. Дети, внуки,
правнуки Адама звали его, а затем и своих
отцов - ата. Прошло много веков и слово
«ата» у разных народов зазвучало
по-своему, но у всех народов это слово
сходно по звучанию.
У нас, например, отца раньше называли
тятя.
А сын – это
тот, кто всегда следует за отцом, отсюда
и слово «наследник». За кем следуешь,
то и наследуешь. Отец
учил сына всему, что умел сам. Для того,
чтобы выжить в те далёкие времена, нужно
было уметь всё делать самому: и пахать,
и сеять, и за домашними животными
ухаживать, и строить, и воевать, и семью
защищать; быть сильным, выносливым,
смелым, трудолюбивым, мудрым…
Иван: Да, я теперь
понимаю, почему слово отца было закон.
Учитель: Русский
народ из уст в уста через сказку передавал
законы жизни, которым научались дети с
младенчества.
Сегодня мы услышим ещё одну
сказку, в которой Иванушка, единственный
из троих сыновей, выполнил батюшкин
наказ. А какую награду он получил за
послушание отцу, вы узнаете, дослушав
сказку до конца.
Итак, отгадайте название
сказки:
Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Был он другом у Ивана,
И помог ему сполна он.
Откройте тетради (урок
3) и запишите название сказки (м-ф
01. Название сказки):
СИВКА-БУРКА
Было
у старика трое сыновей: двое умных, а
третий Иванушка-дурачок; день и ночь
дурачок на печи.
Посеял
старик пшеницу, и выросла пшеница
богатая, да повадился ту пшеницу кто-то
по ночам толочь и травить (м-ф
02. Потоптанная пшеница).
Вот старик и говорит детям:
— Милые мои
дети, стерегите пшеницу каждую ночь
поочередно, поймайте мне вора.
Приходит
первая ночь. Отправился старший сын
пшеницу стеречь, да захотелось ему
спать: забрался он на сеновал и проспал
до утра. Приходит утром домой и говорит:
всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не
видал.
На вторую
ночь пошел средний сын и также всю ночку
проспал на сеновале.
На
третью ночь приходит черед дураку идти.
Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и
сел на камень. Сидит — не спит, вора
дожидается.
В самую
полночь прискакал на пшеницу разношерстный
конь (м-ф
03. Появление Сивки-бурки),
одна шерстинка золотая, другая —
серебряная; бежит - земля дрожит, из ушей
дым столбом валит, из ноздрей пламя
пышет. И стал тот конь пшеницу есть; не
столько ест, сколько топчет (М-ф
04/видео. Сивка-бурка в пшенице: 22 с).
Подкрался
дурак на четвереньках к коню и разом
накинул ему на шею аркан (м-ф
05. Иван ловит Сивку-бурку).
Рванулся конь изо всех сил, но не тут-то
было. Дурак уперся, аркан шею давит. И
стал тут конь дурака молить:
— Отпусти
ты меня, Иванушка, а я тебе великую
сослужу службу!
— Хорошо, -
отвечает Иванушка-дурачок, - да как я
тебя потом найду?
— Выйди за
околицу, - говорит конь,- свистни три
раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой!»
Я тут и буду.
Отпустил
коня Иванушка-дурачок и взял с него
слово — пшеницы больше не есть и не
топтать.
Пришел
Иванушка домой.
— Ну, что,
дурак, видел? - спрашивают братья.
— Поймал я,
- говорит Иванушка, — разношерстного
коня. Пообещал он больше не ходить на
пшеницу - вот я его и отпустил.
Посмеялись
вволю братья над дураком, только уж с
этой ночи никто пшеницу не трогал.
Вот
живут-поживают. Вдруг от царя приказ
(м-ф 06.
Царский указ).
Была у царя дочка-красавица, какой на
свете не сыскать, а всё никак не могла
себе жениха по сердцу найти. Вот царь и
приказывает:
— Посажу я
дочку в высокий дворец, у окошка
решётчатого. Кто на коне до окна допрыгнет,
царевну поцелует — за тем ей и замужем
быть.
Стали со
всех сторон собираться молодцы на добрых
конях — за царевной прыгать. Старшие
братья тоже собираются, и Иван -дурак с
печи ноги спустил, да и просит:
- Дайте и мне,
братцы, коня, я тоже поеду счастья
попытаю.
Братья
над ним смеются.
— Сиди дома,
дурак! Туда же! За соколами — курица..
Стал Иван
горько плакать, горько рыдать. Вывели
они ему шелудивую лошадёнку.
- Езжай, дурак!
Людей смеши.
Лошадёнка
на ногах шатается, на каждом шагу
спотыкается. Люди над дураком смеются.
Выехал
Иван в чисто поле, в широкое раздолье,
свистнул молодецким посвистом:
— Сивка-Бурка,
вещий каурка!
Вот Сивка
бежит, только земля дрожит, из очей пламя
пышет, из ноздрей дым валит. Иван-дурак
в одно ухо влез, в другое вылез, стал
молодцом, что ни в сказке сказать, ни
пером описать. Поскакал во дворец. Народ
на него смотрит — любуется.
Во дворце,
в башне бревенчатой, царевна сидит —
раскрасавица. Разогнал Иван коня,
прыгнул, три бревна не допрыгнул (м-ф
07. Первый прыжок).
Народ
охнул. Иван крякнул. Завернул коня в
чисто поле, да как мимо братьев ехал,
плёткой их протянул. Вот прискакал в
чисто поле, коню в одно ухо влез, в другое
вылез, стал дураком, домой пошёл, на печь
завалился.
Братья
приезжают, рассказывают:
— Ну, Ванька,
какой богатырь был — мы такого и сроду
не видывали. Только три бревна не
доскакал. Видел народ, откуда приехал,
да не видел, куда уехал.
Иван-дурак
сидит на печи, и спрашивает:
— Братья, а
не я ли это был?
— Да ты что,
дурак! Сиди на печи да протирай нос.
Вот на
другой день братья стали снова собираться.
А Иван- дурак говорит:
— Братья!
Дайте и мне коня.
— Ну, возьми
хромую кобылёнку.
Поехал
Иван на хромой кобылёнке. Народ над ним
смеётся, пальцем показывает. А Иван
выехал в чисто поле, посвистал Сивку-Бурку,
сделался молодцом, поскакал во дворец,
разогнал Сивку-Бурку, прыгнул — одно
бревно не допрыгнул (м-ф
08. Второй прыжок).
Поскакал
назад, братьев плёткой протянул, в чисто
поле прискакал, дураком сделался,
Сивку-Бурку отпустил, домой пошёл, на
печь залез.
Приехали
братья, стали рассказывать:
— Снова был
молодец, снова прыгал, одно бревно не
допрыгнул.
А Иван-дурак
с печи:
— Это не я
ли, братцы, был?
— Да ты что,
дурак! Обалдел?! Сиди на печи да протирай
нос.
Ну, и на
третий день стали братья собираться. А
Иван с печи просит:
— Дайте,
братья, и мне коня.
— Куда тебе,
дурак! Сиди на печи. Ведь ни разу и до
города не доехал.
Стал Иван
громко плакать, горько рыдать.
- Ну, возьми
одноглазого жеребёнка.
Потрусил
Иван-дурак на одноглазом жеребёнке.
Народ над ним смеётся, хохочет, пальцами
показывает.
Свернул
Иван в чисто поле, Сивку-Бурку крикнул,
добрым молодцем стал, ко дворцу поскакал,
разогнал коня, в самое небо взвился,
царевну поцеловал да из рук у неё
узорчатый платок выхватил (м-ф
09. Третий прыжок).
Повернул коня, поскакал назад, братьев
плёткой по щекам хлестнул, в чисто поле
прискакал, дураком сделался. Сивку-Бурку
отпустил, домой пришёл, на печь залез.
Приехали
братья, стали рассказывать:
— Снова был
добрый молодец, до царевны доскакал,
царевну поцеловал, шитый платочек из
рук вырвал, а сам прочь повернул.
А Иван-дурак
сидит за трубой, да и спрашивает:
— Братья, а
это не я ли был?
— Да ты что,
дурак! Последний ум потерял.
На другой
день царь большой пир созвал. Всем
молодцам велел на этот пир придти.
Собралось
народу видимо-невидимо, а богатыря нет
как нет. Приплёлся и Иванушка на хромой
кобылёнке. Стала царевна всех медом
обносить. Каждому ковш подаст, поклонится,
а сама поглядывает, не утёрся ли кто
платком вышитым, — это и есть ее суженый.
Только суженого нет как нет.
Взглянула
царевна на печку, а там Иван-дурак сидит.
Кафтанишко на нём худой, а рожа вся в
саже, волосы дыбом, рот до ушей. Подала
ему царевна ковшик с мёдом, поклонилась,
а братья друг друга подталкивают.
— Ишь,
царевна-то! Дураку мёду поднесла.
А Иван-дурак
мёд выпил, узорчатым платком утёрся.
Увидала это Царевна, побелела вся и
говорит:
— Царское
слово назад не ворочается! (м-ф
10. Встреча)
Взяла
Ивана-дурака за руку, с печи свела, к
царю подвела.
— Вот, —
говорит, — батюшка, кто мой суженый.
Народ ахнул,
заплакал, а царевна опять говорит:
— Царское
слово назад не ворочается. Знать, у меня
судьба такова.
Обмыли
слуги Иванушку, причесали, одели в
царское платье, и стал он таким молодцом,
что отец и братья глядят —и глазам своим
не верят.
Сыграли
свадьбу царевны с Иванушкой (м-ф
11. Свадьба)
и сделали пир на весь мир. Я там был: мед,
пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Тут-то
братья узнали, что значит отцовский
завет держать (М-ф
12/видео. Преображение Иванушки: 25 с).
Иван: Ну
почему Иванушка всё
терпел от своих братьев?
Учитель: Ребята,
а вы как думаете? (Ответы
детей).
Иванушка не только добрый, но
ещё и смиренный.
Иван: Недрачливый,
что ли?
Учитель: Дети,
а что вы понимаете под словом смирение?
(Предположения детей.)
Давайте вслушаемся в само
слово: смире-ни-е, т.е. быть с миром со
всеми. Смирение, послушание, терпение,
скромность и есть те качества, которые
всегда почитались в народе. Иванушка,
получив в дар коня (м-ф 13.
Иванушка на Сивке-бурке), не
возгордился, не стал хвастаться перед
братьями, а наоборот продолжал нести
все тяготы младшего и глупого брата,
подчиняясь воле старших братьев.
Иван: Мне кажется,
я бы не удержался, и после первого же
испытания сказал, что это я тот добрый
молодец, который только на два бревна
не допрыгнул до царевны.
Учитель: Как
вы думаете, мог
ли Сивка-бурка с первого раза допрыгнуть
до царевны? (Мог, ведь он
волшебный конь).
Я, ребята, думаю, что
Сивка-бурка сразу не допрыгнул не потому
что не мог, а потому что Иванушка ещё не
был готов выйти на царское служение.
Ведь царём Иванушку сделала не царская
одежда, которую он надел, а нечто другое.
Иван: А в чём
заключается царское служение? (
Предположения детей)
Царь призван хранить Правду
на земле, к своим подданным относиться
по-отечески, понимая, какая власть ему
дана, и что на нём лежит ответственность
за всё Отечество. Царское призвание
быть мудрым, добрым, справедливым,
честным, милосердным, уметь сострадать
чужому горю, не гордиться и не возноситься
перед другими людьми, думать не только
о своём благополучии, но и о благополучии
других людей.
Сивка-бурка сразу не допрыгнул
до царевны потому, что Иванушка, перед
тем как выйти на царское служение,
проходил испытание на терпение, смирение,
готовность подчиняться не только воле
старших братьев, но и воле свыше.
Иванушка, будучи самым младшим
и глупым в своей семье, прошёл через
боль, страдание и унижение, не озлобившись,
оставаясь добрым, послушным и смиренным,
и тем самым заслужил право быть царём.
Иван: Да, О.О., вот
если бы не послушался Иванушка-дурачок
своего отца, не стал бы добросовестно
стеречь пшеницу, весь век лежать бы ему
на печи «да сопли на кулак наматывать».
Учитель: Недаром
в народе говорят: «Кто родителей почитает,
того Бог не забывает».
|