Урок
27. Великие праздники. Рождество Христово
- Задачи:
-
ребёнок поймёт, что праздники
люди устанавливают в память знаменательных
событий;
узнает, что в церковные праздники
вспоминаются важнейшие события из
жизни Господа Иисуса Христа, жизни
Богородицы и святых угодников;
узнает, что новое летоисчисление
началось от Рождества Христова;
поймёт, почему с 1918 года Рождество
Христово на Руси празднуется 7 января;
у детей появится интерес к
познанию Личности Иисуса Христа и
Богородицы.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Спаситель |
02/видео |
Григорианский календарь: 40с |
03 |
Иоаким и Анна |
04/видео |
Иоаким и Анна. Мария: 1мин 03 с |
05 |
Введение во храм |
06 |
Введение во храм. (Ангел
приносит пищу Марии) |
07 |
Иосиф Обручник |
08 |
Благовещение |
09/видео |
Явление ангела Иосифу: 42 с |
10 |
Иосиф Обручник с Младенцем
Христом |
11 |
Римский император Август |
12/видео |
Рождение
Богомладенца: 1 мин. 52с
|
13 |
Рождество Христово |
14/видео |
Явление ангелов пастухам: 1
мин 10 с |
15 |
Поклонение пастухов (икона) |
16 |
Рождественская звезда |
17/видео |
Волхвы:1 мин 04 с |
18 |
Поклонение волхвов (икона) |
19/видео |
Дары волхвов: 33 с |
20 |
Рождественская ночь |
Праздник!!!
Какое
это радостное слово, правда?
Как вы думаете,
почему люди любят и ждут праздников?
(В этот
день вся семья собирается за праздничным
столом, дарятся подарки, люди говорят
друг другу много тёплых, радостных
слов… В этот день все становятся добрее
и ближе друг другу)
Какие события
и зачем празднуются в вашей семье?
(Дни рождения близких, Новый год, мамин
день - 8 марта... Празднуют их, чтобы
вспомнить о том или ином важном событии).
Но
понятие праздника шире. Кроме семейных
праздников, есть праздники государственные,
например, «День победы», есть праздники
городские, например, день рождения
города; а есть праздники церковные.
Какие церковные
праздники вы знаете?
(Ответы детей)
Для чего
христианам церковные праздники? (Для
того же, для чего и другие праздники:
не забывать важнейших событий).
Подумайте,
какие важные события могут вспоминаться
в церковные праздники? (Предположения
детей)
В Церкви
праздниками
называются дни, когда вспоминаются
важнейшие события из жизни Господа
Иисуса Христа (они именуются Господними),
из жизни Богородицы (Богородичные) и
праздники, установленные в честь святых.
Именно благодаря
этим праздникам многие люди узнают
о тех или иных событиях из жизни Господа,
Богородицы, святых.
Конечно,
это Рождество Христово. Когда Адам и
Ева были изгнаны из рая за преступление
заповеди Божией, тогда же Господь даёт
им первое обетование (обещание) о том,
что пошлёт на Землю Спасителя, который
спасёт людей от вечной смерти (м-ф
01. Спаситель).
Пять с половиной
тысяч лет люди ожидали этого события.
Этот
праздник один из главных ещё и потому,
что именно с пришествия на землю Иисуса
Христа появляется христианство и
рождается Церковь, которая учит, что
через исполнение учения Христова у
людей появляется возможность спасти
душу и получить жизнь вечную.
Сейчас мы
готовимся к радостной встрече Нового
года. А какой год наступает?
Кто знает, от
какого события отсчитывается каждый
новый год?
(Новое
летоисчисление началось от Рождества
Христова).
Раньше сказали
бы так: 2006 год от Рождества Христова.
Оказывается, уже более 2000 лет отмечают
люди это таинственное и удивительное
событие - Рождение Богомладенца. В память
о нем даже зимние каникулы названы
рождественскими.
С древнейших
времен существовал календарь, введенный
римским правителем Юлием Цезарем и
поэтому названный юлианским. В ХVI веке
появился новый календарь, который
обгоняет старый на 13 дней. Он получил
название григорианского, так как на
него перешли при римском папе Григории
(м-ф
02/видео. Григорианский календарь: 40 с).
В нашей стране
григорианский календарь был введен в
1918 году, но Русская Православная Церковь
продолжает пользоваться юлианским
календарем и по сей день. Именно поэтому
Рождество в нашей стране приходится на
7 января григорианского календаря, или
как говорят, по новому стилю, что
соответствует 25 декабря юлианского
календаря, или по старому стилю.
Итак,
по церковному
календарю
Рождество Христово произошло в ночь с
24 на 25 декабря.
Конечно,
маму! Именно через неё человек вошёл
в этот мир.
Конечно,
есть! Без мамы Господь не смог бы родиться
в образе человека.
Найти маму
для Сына Божия было делом очень нелёгким.
И всё-таки человечество подарило Богу
такую необыкновенную Деву. Послушайте,
как это было.
В небольшом
галлилейском городе Назарете жили
престарелые супруги Иоаким и Анна (м-ф
03. Иоаким и Анна).
Они происходили из рода царя Давида,
были богаты, но особенно отличались
благочестием. Они были женаты уже 50 лет,
но детей у них не было. Это их сильно
огорчало. Они усердно молили Бога о
даровании ребёнка и дали обет (обещание),
если дитя родится, посвятить его Богу.
За святую жизнь, терпение и смирение
Господь удостоил их особой награды: у
них родилась необыкновенная Дочь,
которую они, по повелению Божию, назвали
Марией, что значит Госпожа (м-ф
04/видео. Иоаким и Анна. Мария: 1 мин 03 с).
Когда
Девочке исполнилось 3 года, родители
выполнили своё обещание,
отдав Марию в
храм на служение Богу (м-ф
05. Введение во храм).
При этом храме, который находился в
городе Иерусалиме, Мария и жила, пока
не выросла. Жизнь Девы Марии отличалась
особенной чистотою и святостью. Предание
рассказывает, что священнослужители
не раз видели, как Ангелы приносили
Марии пищу с небес (м-ф
06. Введение во Храм. Ангел приносит пищу
Марии:
левый верхний угол иконы). Живя в храме,
Мария дала обет Богу, что никогда не
выйдет замуж, потому что хочет служить
только Ему.
Но дело в том,
что законы страны Иудея, в которой жила
Мария, обязывали каждую девушку
обязательно выходить замуж.
Когда Деве Марии
исполнилось 14 лет, первосвященник
объявил ей, что Она должна оставить
храм, выйти замуж и переселиться в дом
мужа. Но Пречистая Дева смиренно, но
твёрдо ответила, что от рождения Своего
посвящена родителями Богу и, что Она
Сама дала обет Богу никогда не выходить
замуж и служить только Ему. Священнослужители
очень удивились и смутились такой
твёрдой решимости. Они не могли нарушить
закона, но и не могли принудить Деву
нарушить данный Богу обет.
Они
собрались в храме и усердно молили
Господа, чтобы Он открыл им Свою волю.
Тогда первосвященнику явился Ангел и
сказал, чтобы в храм пригласили всех
благочестивых вдовцов из рода царя
Давида.
Они
должны были принести свои жезлы (посохи)
и оставить их на ночь в храме. Господь
Сам укажет кому отдать Деву Марию.
И случилось
чудо. Посох одного из старцев расцвёл,
на посохе сидела голубица, которая вдруг
взлетела и опустилась над головою
80-летнего старца Иосифа, которому и
принадлежал расцветший посох.
Старец
Иосиф (м-ф
07. Иосиф Обручник),
имел уже взрослых детей: четырёх сыновей
и двух дочерей, но покоряясь воле Божией,
обручился с Марией. Теперь забота о Деве
Марии перешла к Иосифу.
В
предании также говорится о том, что Деве
Марии было откровение, не боясь, идти в
дом праведного Иосифа, который был
славен благородством и твёрдостью
характера, стремлением ко всему святому,
безукоризненною чистотою жизни. Мария
верила, что в лице этого старца Бог даёт
Ей отца, защитника и хранителя.
В доме Своего
обручника Дева Мария не изменяла Своего
привычного образа жизни: жила в уединении
и безмолвии, всегда была в трудах.
Молитва, чтение Священных книг, рукоделие
и домашние занятия наполняли все минуты
Её смиренной и молчаливой жизни. Среди
людей Она жила для одного Бога, и дом
Иосифов был для Неё как храм молитвенный.
По сказанию
святых отцов, из чтения Божественных и
пророческих книг Дева Мария знала, что
приближается время пришествия в мир
Спасителя и понимала, что благословенная
Дева от Которой родится Спаситель уже
существует. Душа Её горела любовью не
только к ожидаемому Спасителю, но и к
Деве, предназначенной быть Его Матерью.
Со слезами повторяла Она молитву, чтобы
сподобил Её Бог видеть Матерь обещанного
Спасителя и послужить ей хотя бы последней
рабою.
Как рассказывает
предание, именно в то время, когда Мария
размышляла об этом, Ей явился архангел
Гавриил с радостною вестью, что Господь
избрал Ее быть Матерью Спасителя мира
(м-ф 08.
Благовещение).
Через
некоторое время Архангел явился и
Иосифу, посвятив его в тайну Боговопощения
(м-ф
09/видео. Явление ангела Иосифу: 42 с)
После явления ангела Иосиф до конца
понял своё предназначение: заботиться
о безопасности Божией Матери и рождённого
от Неё Богомладенца, которому он должен
быть как отец (м-ф
10. Иосиф Обручник с Младенцем Христом).
Мария и Иосиф
жили в маленьком городе Назарете, а в
пророчествах говорится, что Сын Божий
должен родиться в Вифлееме. Послушайте,
что рассказывает Священное Писание о
том, как Мария и Иосиф в момент рождения
Иисуса Христа оказались в Вифлееме.
Откройте
тетради (раздел Великие праздники.
Рождество Христово) и начинайте
раскрашивать рисунок.
Во времена
пришествия в мир Спасителя, Иудея
находилась под властью римлян.
Римский
император Август (м-ф
11. Римский император Август)
повелел произвести перепись населения
страны. Согласно этому указу каждый
иудей должен был пройти перепись в том
городе, где жили его предки. Так как
Иосиф и Дева Мария происходили из рода
царя Давида, то они без промедления
отправились в Вифлеем - город царя Давида
(м-ф
12/видео. Рождение Богомладенца: 1 мин.
52с. После
утомительного пути, поздно вечером,
старец Иосиф и Дева Мария пришли в
Вифлеем и стали искать гостиницу для
ночлега. Но все гостиницы были переполнены,
и будущей Матери Спасителя не нашлось
места среди людей. Тогда Иосиф отыскал
возле города пещеру, куда в ненастную
погоду пастухи загоняли скот. Пещера
была пуста; в ней находились только ясли
для корма животных.
В этой пещере ночью
у Пресвятой Девы Марии родился Младенец
- Сын Божий, Христос - Спаситель мира.)
Пресвятая
Богородица спеленала Божественного
Младенца и положила Его в ясли (м-ф
13. Рождество Христово).
В эту святую
ночь на холмах Иудеи пастухи сторожили
свои стада. Вдруг небо озарилось светом
и Слава Господня осияла их. Перед собой
они увидели Ангела Божия (м-ф
14/видео. Явление ангела пастухам: 1 мин
10 с.
Пастухи испугались,
но посланник Небес сказал им: "Не
бойтесь, я возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям: ибо ныне
родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь и вот вам
знак: вы найдете Младенца в пеленах,
лежащего в яслях." Не успели еще
отзвучать слова Ангельского благовестия,
как пастухи увидели множество других
Ангелов, которые дивным неземным пением
прославляли Бога, взывая: «Слава в вышних
Богу, и на земле мир, в человеках
благоволение!»
Пение небесных
посланников постепенно становилось
тише и тише, пока Ангелы совсем не
скрылись в глубинах ночи. На небе сияли
лишь яркие звезды. Тогда пастухи сказали
друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим,
что там случилось, о чем возвестил нам
Господь».)
Придя в Вифлеем,
они нашли там пещеру и увидели в ней
Деву Богородицу, Иосифа и Божественного
Младенца, лежащего в яслях (м-ф
15. Поклонение пастухов).
Пастухи поклонились Младенцу-Христу и
рассказали о явлении им в поле ангелов.
Святая Дева Мария радовалась словам
пастухов, «слагая их в сердце Своем»
(м-ф 16/видео. Рождество Христово:
С
рождением Иисуса Христа на Востоке
явилась чудесная звезда (м-ф
16. Рождественская звезда),
которую увидели мудрецы, волхвы-звездочёты.
Все звёзды идут от востока к западу, а
эта звезда двигалась с севера на юг.
Волхвы, будучи
людьми мудрыми, поняли, что эта звезда
возвещает рождение необычного Младенца
и пустились в далёкий путь за звездой
(м-ф
17/видео. Волхвы: 1мин 04с.
Ведомые этой
звездой, они пришли в Вифлеем. В городе
звезда остановилась над местом, где
находился Богомладенец. Поклонившись
до земли, волхвы поднесли Ему дары:
золото, ладан и смирну.)
Ладан (м-ф
18. Поклонение волхвов)
— это дорогая ароматическая смола
особого дерева, которую в древности
подносили в знак особого благоговения.
Смирной, дорогим благовонным маслом
помазывали умерших. Итак, золото как
Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку
(м-ф
19/видео. Дары волхвов: 33 с).
Поклонившись
Богу и принеся Ему дары волхвы вернулись
в свои края.
Рождество
Христово - один из самых светлых
христианских праздников. На Руси
Рождество всегда отмечалось с особым
благоговением.
Празднование
Рождества начинается уже накануне, 6
января. Этот день называют сочельником.
С древних времен христиане, готовясь к
Рождеству, в этот день, в память о звезде
Вифлеемской, ничего не ели до появления
первой звезды. А с наступлением вечера
разрешалось есть сочиво — вареную
пшеницу с медом. От этого слова и произошло
название — сочельник.
В церквах в
вечерние часы шла торжественная служба,
а не пошедшие на богослужение готовились
к восходу звезды дома.
Послушайте
отрывок из книги Ивана Шмелёва «Лето
Господне», в которой автор описывает
свои детские воспоминания:
(м-ф
20. Рождественская ночь) -
«В Сочельник,
под Рождество, - бывало, до звезды не
ели. Кутью варили из пшеницы, с медом;
взвар - из чернослива, груши, шепталы...
Ставили под образа, на сено. Почему?.. А
будто - дар Христу. Ну... будто, Он на
сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды,
протрешь все стекла... Первая звезда, а
вон - другая... На черном небе так и кипит
от света, дрожит, мерцает. А какие
звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют
глаз. В воздухе-то мерзлость, через
нее-то звезды большие, разными огнями
блещут, - голубой хрусталь, и синий, и
зеленый, - в стрелках. И звон услышишь.
И будто это звезды - звон-то! Морозный,
гулкий, - прямо серебро... В Кремле ударят,
- древний звон, степенный, с глухотцой.
А то тугое серебро, как бархат звонный.
И все запело, тысяча церквей играет.
-
...Звездный звон,
певучий, - плывет, не молкнет; сонный
звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в
вышних, - Рождество.
Идешь и думаешь:
сейчас услышу ласковый напев-молитву,
простой, особенный какой-то, детский,
теплый... - и почему-то видится кроватка,
звезды».
|