Урок 8. Монастырь – духовный светоч мира
Задачи:
-
ребёнок прочувствует, что живёт в удивительное время – время возрождения Святого Православия на Руси и монашества как формы служения Богу;
-
овладеет понятиями: «монах», «инок», «монастырь», «настоятель монастыря», «отшельник», «мощи святых»;
-
поймёт, что монах (инок) – это человек, который ищет единения с Богом и посвящает свою жизнь служению Богу;
-
узнает, что первые монастыри возникли на месте подвигов святых людей, которые уходили в пустынные и глухие места, чтобы проводить свою жизнь в посте и молитве, и быть всецело преданными Богу.
№ м-ф Названия медиафайлов 01. Монастырь 02. Монахи 03. Монах 04. Обитель 05. Инок 06. Первые Христиане-мученики: 1 мин 20 с 07. Римские катакомбы 08. Константин Великий 09. Император Константин «Крест в небе»: 21 с 10. Собор Святого Петра в Риме 11. Появление монашества: 47 с 12. Антоний Великий 13. Родина монашества: 44 с 14/видео. Преподобный Антоний Великий: 57 с 15. Пустыня 16. Пещеры 17/видео. Монастырь: 34 с 18. Успенский собор ТСЛ 19. Государь Николай II прикладывается к раке с мощами прп. Серафима Саровского 20. Рака с мощами 21. Мощи святого Ильи Муромца в пещерах Киево-Печерской Лавры 22. Старец Анатолий Оптинский 23/видео. Монастырь: 15 с 24. Рефлексия
Ступеньки познания.
Сегодня мы будем говорить о монастырях.
Слово монах происходит от греческого слова «монос», одно из значений которого - особый путь (м-ф 03. Монах). Монах – это человек, который избрал особый жизненный путь и посвятил свою жизнь служению Богу.
Слово монастырь по-гречески звучит монастерион и переводится как место обитания монахов. От слова «обитание» произошло другое слово – обитель.
Инок - значит иной - человек, живущий иной, особенной жизнью, которая отличается от жизни всех остальных людей. Он живёт на земле, но душа его устремлена к Богу! На древнеперсидском языке «монах» означает: ищущий единения с Богом. Жизнь монаха – это жизнь безмолвная. Не всякий человек может стать монахом – это удел избранных.
А как же возникли первые монастыри? История монашества насчитывает около 1700 лет. Но чтобы понять, как и почему возникли монастыри, нам надо вернуться в ещё более далёкие времена, а именно, в то время когда христианство ещё только зарождалось. Трудной и опасной была жизнь первых христиан. Люди, не познавшие христианского учения, смотрели на христиан с опасением и удивлением. Христиане не были похожи на язычников. Они не поклонялись идолам, не приносили жертв в языческие праздники. Христиан со всех сторон окружала клевета и подозрительность: язычники думали, что на своих собраниях они занимаются опасным колдовством и наводят колдовские чары на своих противников. Тех, кто уверовал во Христа Спасителя и желал следовать Его заповедям, жестоко преследовали, мучили, убивали, бросали на растерзание хищным зверям во время цирковых представлений на утеху язычникам (м-ф 06/видео. Первые христиане-мученики: 1 мин 20 с). Поэтому на молитву христиане собирались тайно в наглухо запертых домах или в подземельях-катакомбах1 (м-ф 07. Римские катакомбы). Людям, уверовавшим во Христа, нужно было иметь не мало мужества и стойкости, для того, чтобы войти в состав христианской общины. Члены христианских общин, в которых царил дух братской любви, охотно и добровольно подчинялись наставникам и старшим, заботились о больных, увечных и немощных. Там даже имущество было общим, и распоряжались им главы общин на общую пользу. Любовь к ближним, незлобивость, глубокая порядочность и честность во всём привлекали к учению христиан всё больше и больше людей. А их проповедь о Едином, Всемогущем, Всеблагом Боге, Творце всего сущего, и Благая весть о Воскресшем Христе обращали к истинной вере всё новых и новых последователей. Свидетельством истинности Христовой веры становилось в глазах язычников и готовность христиан претерпевать во имя Господа самые лютые мучения: чем больше исповедников погибало за веру тем во много крат более новых последователей приходило ко Христу.
Почти 300 лет христиане терпели разнообразные преследования и гонения , пока на престол Рима не вступил молодой император Константин (м-ф 08), который был благорасположен к христианам. · Вспомните, какое знаменательное событие изменило всю его жизнь? (м-ф 09/видео. Император Константин. Крест в небе: 21 с) После этого события, уразумев силу Распятого на кресте Христа и уверовав, что Он есть Единый истинный Бог[1], Константин издаёт указ, дозволяющий всем без боязни принимать христианство[2].
С этого времени христианство перестало быть гонимым, напротив, принадлежность к православной вере стала поощряться. От света Христовой веры вскоре пало язычество, и повсюду начали воздвигаться великолепные храмы (м-ф 10. Собор святого Петра в Риме). Но великое множество людей, недавно пришедших ко Христу, хоть и стремилось следовать заповедям Божиим и строить свою жизнь в соответствии с ними, всё же не могло сохранять ту же высоту духа и строгость жизни, какие царили в ранних, немноголюдных христианских общинах. Вот тогда-то, некоторые особенно горячо устремлённые к Богу, видя, что мирские житейские заботы становятся преградой на пути духовного совершенствования и безраздельного служения Господу, начали постепенно отделять себя от окружающих: принимали на себя строгие обеты, не вступали в брак, не заводили семей, время проводили в непрестанной молитве, неукоснительно и строго соблюдали посты, воздерживались от всяких утех. Другие поступали ещё решительнее: раздавали имущество бедным, а сами пребывали в добровольной нищете и смирении. Третьи же шли ещё дальше: раздав то, что имели, уходили в пустынные и глухие места, поселялись уединённо и проводили жизнь в посте и молитве, угождая Богу всецелой преданностью Ему. Таких людей называли пустынниками и отшельниками.
Ото- шёл, т.е. отошёл от мирской жизни, от людей, от мирской суеты… Так из отшельничества постепенно выросло монашество (м-ф 11/видео. Появление монашества: 47 с). А начало ему положил преподобный Антоний Великий (м-ф 12. Антоний Великий).
-
Что означает слово «преподобный»? · От какого слова произошло? (Подобный)
-
По чьему подобию создан человек? (По Божьему).
-
Какой смысл привносит в слова приставка ПРЕ-? (Высшую степень какого-то качества, прекрасный, премудрый, пресветлый…)
Преподобный означает в высшей степени явивший в себе подобие Божие. Все святые, именуемые преподобными, были монахами (м-ф 13/видео. Родина монашества: 44 с)
Преподобный Антоний Великий[3] родился в далёкой и жаркой стране Египте (м-ф 14. Преподобный Антоний Великий -1: 57 с. Его родители были людьми богатыми и почитаемыми, им принадлежало обширное имение. Будучи христианами, они и Антония воспитали в горячей преданности вере Христовой. Едва Антонию минуло 20 лет, как вдруг один за другим умирают его родители. В распоряжение юноши перешло немалое богатство, и он был в нерешительности, каким образом им распорядиться. Однажды он, как обычно, пришёл в храм на воскресное богослужение. В тот день там читался отрывок из Евангелия, в котором говорится о богатом юноше, спросившем у Христа, как стать совершенным. Спаситель же ответил ему так: « Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною[4]». Евангелие, разумеется, читал один из священнослужителей храма, но Антонию показалось, что он слышит голос Самого Господа, обращенный прямо к нему. Антоний внял этому повелению и немедля продал всё, что ему принадлежало. Большую часть полученных денег он роздал неимущим, оставив лишь небольшую сумму для своей болезненной сестры, чтобы она могла жить скромно, но без нужды. Заботу о сестре он поручил благочестивым женщинам, служившим при храме, а сам покинул селение и поселился в его окрестностях, вблизи обитавшего там старца-отшельника, стараясь подражать ему во всём.) Но вскоре Антоний перебрался в ещё более глухое место, а затем ушёл жить в самую настоящую пустыню (м-ф 15. Пустыня). Вдали от реки, в раскалённых песках, он обнаружил развалины древней, давным-давно заброшенной крепости. Одно из её подземелий и стало на долгие годы его жилищем. Много лишений и испытаний вынес там угодник Божий. Часто полчища нечистых духов являлись ему в виде страшных чудовищ, опасных зверей и ядовитых змей. Горячей молитвой и крестным знамением отражал подвижник все эти дьявольские козни. И неустанно молил Господа научить его жить благочестиво и достойно. Господь внял молениям Антония и послал к нему ангела в обличье человека, очень похожего на Антония. Человек этот, неизвестно откуда взявшийся в пустыне, постоянно был занят, не теряя ни единой минуты. Молитву он чередовал с трудом: если не работал, то молился, окончив молитву, тотчас принимался за труд. «Делай так - и спасёшься», - сказал неведомый сосед Антонию и стал невидим. Антоний понял, кто был послан к нему Богом для назидания и утешения.
20 лет прожил Антоний в пустыне и достиг подлинной чистоты сердца и ума. Но как ни далеко он ушёл от людей, слухи о его святой жизни постепенно распространились среди народа. Многие благочестивые люди, ищущие спасения, стали приходить к нему и селиться по соседству. Некоторые находили для себя пещеры (м-ф 16. Пещеры), а некоторые сооружали шатры. Значительную часть пришедших составляли греки, и обиталище своё они называли монастерион, что означает...(ответы детей: место обитания монахов). По-гречески называли они и свои жилища – пещеры и палатки. Звучало это как келлион. Отсюда пошло название отдельной комнаты монастыря, или отдельного домика монаха - келья. Всё новые и новые люди стекались к Антонию, становясь верными учениками и последователям преподобного. Некоторые из учеников, побыв здесь некоторое время, испросив благословения Антония уходили, но не к своим бывшим жилищам, а чтобы разнести повсюду полученные знания о духовной жизни. Так ученики и последователи Антония стали учреждать другие жительства монахов, или монастыри. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни и свои правила - монастырский устав. Монах должен неукоснительно подчиняться монастырскому уставу. Монах ничего не может сделать без благословления (разрешения) настоятеля монастыря. Настоятель – это глава монастыря, которому чаще всего принадлежит сан игумена, что значит с греческого ведущий или наставник, отсюда и назначение настоятеля (м-ф 17/видео. Монастырь: 34 с).
Самое главное в монастыре – это храм, которых, как правило, несколько. (м-ф 18. Успенский собор ТСЛ). В монастырских храмах благоговейно хранятся святыни – мощи святых, которые несли свой подвиг в этих местах (м-ф 19. Государь Николай II прикладывается к раке с мощами прп Серафима Саровского). Мощи – это нетленные останки святых, которые хранятся в специальных раках – ковчегах (м-ф 20. Рака с мощами).
Мощи (м-ф 21. Мощи преп. Илии Муромца в КПЛ) от слова мощь, т.е. сила. От мощей святых угодников исходит очень большая исцеляющая сила. Но вот только исцеляет Господь молитвами святого угодника далеко не каждого.
По православному вероучению, причина болезней – нарушение Божиих заповедей: зависть, обиды, обман, клевета, злоба, ненависть, воровство, непочитание родителей, своеволие… Исцеление получают те люди, которые осознали причину своих болезней и поняли, что жить, творя зло, нельзя. · Давайте подумаем, зачем люди приезжают в монастыри? (Предположения детей) Люди приезжают в монастыри, чтобы хоть на время уйти от мирской суеты и побыть наедине с собой и с Богом. Некоторые приезжают за мудрым советом?
-
Как вы думаете, у кого в монастыре можно получить мудрый совет, наставления, руководство к дальнейшей жизни. (Предположения детей)
Во многих монастырях живут монахи-старцы (м-ф 22. Анатолий Оптинский).
-
Как вы думаете, кто такой старец?
-
Старец – это опытный духовный наставник. Слово «старец» означает в первую очередь именно мудрый опыт, а не почтенный возраст, хотя в монашеской жизни и то и другое чаще всего совпадают.[5]
Одним из оазисов старчества в дореволюционной Руси была Оптина пустынь, так называется монастырь под Москвой. В Оптину пустынь за мудрым советом и наставлением приезжали люди разных сословий: и дворяне, и крестьяне, и рабочие, и купцы, князья и цари. Во все времена люди, которым нужна духовная помощь и поддержка, спешат в монастыри, к этому чудному свету (м-ф 23/видео. Монастырь: 15 с).
Проверь себя. Опорно-обобщающая таблица.
Рефлексия (м-ф 24)
1 Катакомбы (лат.) – Подземные гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины. Катакомбы состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения. Энциклопедия Кругосвет. [1] Дмитрий Ростовский. Жития Святых. Сентябрь. День 27 [2] Православие от А до Я. Словарь – справочник. Москва 2006, стр. 366 [3] Жития святых Дмитрия Ростовского. Январь. День 17 [4] Мф 19:21 [5] Энциклопедия Кругосвет: www.krugosvet.ru
|