Урок 2. Святой – значит освящённый
Задачи:
· ученик будет знать, что в христианстве святые – это люди, посвятившие свою жизнь служению Богу и людям и признанные после смерти образцом праведной жизни и носителями чудодейственной силы;
· захочет воспитывать в себе качества, присущие святым людям: любовь к людям, доброту, незлобие, терпение, смирение (непревозношение над другими)…
· задумается о том, что в жизни человека всегда есть выбор линии поведения; · узнает, что в церковной живописи «нимб» указывает на святость изображаемой личности, а «титло» над словами в церковнославянском языке указывает на принадлежность называемого предмета к священной сфере.
№ м-фНазвание медиафайлов 01. Лесенка познания 02. Святой 03/видео. Святые: 46 с 04. Сергий Радонежский 05/видео. Сергий Радонежский: 57 с 06. Видение отрока Варфоломея 07. Серафим Саровский 08/видео. Серафим Саровский: 51 с 09. Ксения Петербургская 10/видео.Ксения Петербургская – молитвенница за народ: 2 мин 16 с 11/видео. Ксения Петербургская : 1 мин 22 с 12. Мария Египетская 13/видео. Марий Египетская: 3 мин 55 с 14. Старец Зосима 15. Мария Египетская 16. Старец Зосима и лев 17. Дела и житие Сергия Радонежского /нимб/) 18. Нимб 19. Святость 20. Рефлексия
· Давайте посмотрим наш понятийный круг. Какие опорные слова вы записали дома? Назовите их.
-
А теперь посмотрите на нашу лесенку познания. О чём мы сегодня узнаем на уроке (м-ф 01)? (Кто есть святой)
-
Что мы знаем о том, кто есть святой (м-ф 02. Святой)?
-
Что же у нас в итоге получилось?
Святой - это возвышенный, освящённый человек. Святость предполагает определённую связь с Богом. Святость не означает безгрешность, но принадлежность к Богу, устремленность к безгрешности и совершенству (м-ф 03/видео. Святые: 46 с. Текст м-ф. Святые – это люди, в которых осуществилось богоподобие, и образ Божий воссиял в своей первоначальной чистоте. Святыми, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью, и теперь, как учит Святая Церковь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас, помогая нам, живущим на земле. Святые – это люди, в которых осуществилось богоподобие, и образ Божий воссиял в своей первоначальной чистоте.)
На протяжении всей своей жизни святые были обычными людьми с присущими человеку привычками, немощами и даже грехами, которые они изглаживали искренним сердечным покаянием. Среди людей, причисленных к лику святых, есть даже и бывшие разбойники. Вступая после смерти в Небесную Церковь, святые становятся молитвенниками и покровителями христиан, обращающих к ним за помощью. Святость - это всегда дело Божией благодати. Святых много, и все они очень разные. К святости Господь ведёт разными путями. Иногда Господь ещё до рождения ребёнка указывал, что данный младенец Богом избранный, и родители понимали, что не должны препятствовать своему ребёнку, посвятить жизнь служению Богу.
Так в житии преподобного Сергия Радонежского (м-ф 04) читаем[1], что еще до рождения Преподобного Сергия было дано знамение о его богоизбранности. Иногда Господь совершает чудеса через естественные закономерности, а иногда и сверхъестественным путём: (м-ф 05/видео. Сергий Радонежский: 57 с. Текст м-ф. Во время Божественной литургии, на которой молилась Мария, мать Сергия, в воскресный день, ребенок во чреве ее трижды громко прокричал на всю церковь, так что многие ужаснулись от этого крика.)
С того дня Мария носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище. Когда Кирилл и Мария поведали иерею, крестившему родившегося младенца о случившемся в церкви до его рождения, тот ответил смущенным родителям: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд, избранный от Бога, обитель и слуга Святой Троицы» и нарёк ему имя Варфоломей. Достигнув семилетнего возраста, Варфоломей был отдан родителями в ученье грамоте; вместе с ним учились и два его брата, старший Стефан и младший Петр, которые хорошо учились и делали большие успехи. Варфоломей же далеко отставал от них: трудно давалось ему ученье. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми. Его путь проходил лесом. Здесь он встретил некоторого инока, который стоял среди леса и творил молитву (м-ф 06. Видение отрока Варфоломея). Варфоломей приблизился к старцу и, поклонившись ему, стал ожидать, пока тот не окончит своей молитвы. По окончании ее, старец благословил отрока и спросил, что ему нужно. Варфоломей отвечал: – Я отдан, отче, в книжное обучение, но мало разумею, что говорит мне мой учитель; очень скорблю я о сем и не знаю, что мне делать. Сказав сие, отрок попросил старца, чтобы он помолился о нем Господу. Инок исполнил просьбу Варфоломея. Окончив молитву, он благословил отрока и сказал: – Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь то, что нужно, так что ты и других можешь поучать. И действительно, с того времени отрок начал стройно читать псалмы. Родители его сильно удивились такой перемене, совершившейся с их сыном.
Это было по усмотрению Божию, дабы будущий святой получил разум книжный не от людей, но от Бога.
Сегодня мы узнаем ещё об одном особо почитаемом русском святом, которого также как и Сергия называют преподобным. · Подумайте, от какого слова произошло слово «преподобный»? (Подобие, подобный… )
Совершенно верно, эти святые очень похожи на Христа, не внешне, конечно, а своим нравом они подобны Христу.
Покров Божий проявился над святым преподобным Серафимом Саровским (м-ф 07): 7-летним мальчиком он упал с верха строящейся колокольни, но остался невредимым (м-ф 08/видео. Серафим Саровский: 51 с).
Некоторые люди свою жизнь посвящали Богу, после того, как пережили большое горе. Так святая блаженная Ксения Петербургская (м-ф 09), потрясённая внезапной смертью мужа, умершего без христианского приготовления, решила начать труднейший подвиг. Чтобы спасти ушедшую в вечность душу своего мужа, 26-летняя Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и даже от самой себя, прося называть себя именем мужа - Андрей Фёдорович. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Приняв вид безумной, целыми днями, зимой и летом, скиталась она по улицам Петербурга, подвергаясь всяким нападкам и насмешкам, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг (м-ф 10/видео. Ксения Блаженная – молитвенница за народ: 2 мин 16 с).
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу даром прозрения (м-ф 11/видео. Ксения Петербургская: 1 мин 22 с ).
Известно немало случаев, когда святыми становились грешные, отвергнутые обществом люди, которые приходили к святости через покаяние. Яркий пример этому Мария Египетская (м-ф 12). Родилась она в Египте и в 12 лет ушла из дома, оставив родителей (м-ф 13/видео. Мария Египетская: 3 мин 55 с. До 30-летнего возраста она вела очень грешную жизнь. Как-то из любопытства она отправилась с группой паломников (паломники – это верующие люди, совершающие путешествие к святым местам) в Иерусалим, к месту распятия Христа. Вместе с народом она пошла в храм Воскресения Христова, но не смогла переступить церковный порог. Несколько раз пыталась Мария войти в храм, но какая-то невидимая сила не впускала её. Потрясённая остановилась она в преддверии храма, и вдруг осознала, что Бог не впускает её из-за грехов. Глубокое раскаяние овладело Марией, с рыданием и в сокрушении сердца исповедала она свои грехи и молилась Пресвятой Богородице, признавая себя нечистой и недостойной, прося помощи и дозволения поклониться Божественному Кресту. Мария дала обещание Божией Матери, что ради покаяния и очищения от прежних скверн она отречётся от мира, т.е. откажется от всех мирских благ и посвятит свою жизнь только служению Богу. И вдруг… Мария почувствовала, что молитва её услышана: она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту – Кресту, на Котором был распят Христос. Теперь та сила, Которая раньше не пускала её в храм, расчищала ей путь среди множества паломников. Выйдя из храма, Мария просила Богоматерь наставить её на путь спасения и получила ответ свыше. Таинственный голос повелел ей проводить дальнейшую жизнь в пустыне. 47 лет пробыла там Мария, перенося голод и жажду, холод и зной, болезни, день и ночь оплакивая грехи свои. Всякий раз, когда душа её изнемогала под бременем искушений вернуться к прежней, весёлой и беззаботной жизни, она призывала Богородицу и от Неё получала утешение в скорбях и новые силы к продолжению великого подвига покаяния. В эти минуты она видела отовсюду сиявший свет, и вместо душевной бури её обступала великая тишина.)
В житии Марии Египетской говорится о том, что старец Зосима (м-ф 14. Старец Зосима), которого Бог привёл в пустыню, чтобы открыть подвиг преподобной, был свидетелем того, как во время молитвы Мария приподнялась на локоть от земли и, как, осенив Иордан крестным знамением, она легко пошла по верху воды (м-ф 15. Мария Египетская). После смерти Марии, Зосима хотел предать её тело земле, но сухая земля не поддавалась трудившемуся старцу, и он ничего не мог сделать. Неожиданно из пустыни пришёл лев и передними лапами вырыл яму для Божией угодницы и тихо ушёл обратно (м-ф 16. Старец Зосима и лев).
Как вы думаете, зачем Бог через старца Зосиму открыл людям подвиг Марии Египетской? (Предположения детей) Христианам история Марии Египетской показывает, что Бог прощает и великих грешников – всех, кто с сокрушенным сердцем и искренним раскаянием молит о прощении.
-
Какой главный вывод мы можем сделать, познакомившись с житием Марии Египетской? (В жизни человек может ошибаться, но, осознав свои ошибки, он может принять решение и изменить своё поведение.)
Каким образом на иконах выделяются люди, причисленные к лику святых? (м-ф 17. Дела и житие Сергия Радонежского /нимб/)
Это нимб, который изображает сияние света и славы Божией, которая преображает человека, соединившегося с Богом (м-ф 18. Нимб). Этот невидимый для людей свет, освещал и просвещал всех, кто обращался за помощью и советам к будущим святым. Человек после таких встреч обычно видел себя уже в другом свете, Божественном, и искренне сокрушаясь о своей греховности, пересматривал всю свою жизнь. Нимб над головой (м-ф 19. Святость) - это символом святости.
Рефлексия (см. урок 1, м-ф 20)
[1] Дмитрий Ростовский. Жития святых. Сентябрь. День 25
|