Задачи:
• ребёнок поймёт, что речь в 6-й заповеди Блаженства идет о Богопознании, но чтобы Бог открылся человеку нужно стать подобным Ему - чистым сердцем;
• узнает, что в христианском понимании чистые сердцем считаются те люди, которые не только не творят худых дел, но даже и не помышляют о плохом;
• на примере жизни Царской Семьи вникнет в сущность понятия «чистое сердце»: кроткое, искреннее, простое, доброе, милостивое, нелукавое, нелживое, незлобивое, независтливое, бескорыстное…
№ м-ф Название медиафайлов
01 Древнеегипетский храм (храм Рамсеса II)
02 Древнеегипетская пирамида
03 Древнегреческий храм
04 Древнеримский храм
05 Языческое капище
06 Восточное культовое сооружение (Сирия)
07 Иисус Христос
08 Нагорная проповедь
09 Рисунок – схема «Чистое сердце»
10 Крещение Господне
11 Рисунок-схема «Нечистое сердце»
12 Царская Семья
13/видео Царская Семья:1 мин 13 с
14 Царская Семья на прогулке
15 Царская Семья на молебне
16 У постели Матери
17 Ольга у постели Матери
18 Императрица за рукоделием
19 За рукоделием
20 Император Николай II
21 Отец
22 Отец-Друг
23/видео Царские Дети: 47 с
24 Царь и Царица
25 Сёстры милосердия
26 Императрица – операционная сестра
27 Ольга на перевязке
28/видео Сёстры милосердия: 33 с
29 Мария и Анастасия
30 Посещение раненных
31 Представители высших слоёв общества
32 Временное Правительство
33 Духовная чистота Царских Детей: 1 мин 48 с
34 Заключение комиссии: 29 с
35 Мать и Сын
36 Великая Княжна Мария Николаевна
37 Дом инженера Ипатьева
38/видео Издевательства в Ипатьевском доме: 1 мин
39/видео Мысли детей: 35 с
40/видео Пошли нам Господи терпенье: 1мин 26 с
41 Храм –на-Крови в Екатеринбурге
На протяжении тысячелетий люди ищут Бога. И древнеегипетские храмы (м-ф 01) и пирамиды (м-ф 02), и древнегреческие (м-ф 03) и древнеримские (м-ф 04) языческие капища (м-ф 05), и восточные культовые сооружения (м-ф 06) – всё это пути искания Бога человечеством.
Священное Писание утверждает, что «Бога не видел никто никогда », потому что Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ».
• А что говорит Сам Господь о том, как Его найти?
Господь говорит об этом словами шестой Заповеди Блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога».
• Как вы думаете, нет ли здесь противоречия: никто не может видеть Бога, но чистые сердцем Его узрят?
Давайте попробуем в этом разобраться.
• Где нужно искать Бога?
В своём сердце! Господь как бы говорит нам: «Стань чистым сердцем, стань настоящим человеком и тогда Бог откроется тебе». Подобное познаётся подобным.
• Что это значит?
Бог свят, и значит человеку, живущему по закону лжи, творящему неправду, сеющему зло и совершающему беззаконие никогда не будет дано познать Бога.
Речь в 6-й заповеди Блаженства идет о Богопознании.
Наше сердце и наше сознание можно уподобить приемному устройству, которое должно быть настроено на ту же частоту, на которой передается в мир Божественная благодать. Эта частота есть чистота нашего сердца.
Но Бог желает, чтобы люди не только знали Его, но и видели.
Познать Бога люди могут, очистив своё сердце. А вот как увидеть Бога? Пророку Моисею Бог сказал: «…человек не может увидеть Меня и остаться в живых ».
• Каким же образом человек чистый сердцем может узреть Бога? (В образе Иисуса Христа (м-ф 07. Иисус Христос)
Да, Бога можно увидеть только в лице Иисуса Христа и через Него (м-ф 08. Нагорная проповедь), потому Господь и стал человеком, чтобы люди увидели Его, приблизились к Нему, познали Его, а через Него познали Бога и Отца.
Подобное познаётся подобным. Что это значит? Человек должен уподобиться Богу. Но человек и так сотворён по образу и подобию Божию! Что же мешает человеку «узреть» Бога?
Как мы помним образ Божий дан человеку неотъемлемо, раз и навсегда. Носителем образа Божьего является душа человека.
Образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, самостоятельно принимать решения (свобода выбора), а также в ее бессмертии (как невозможности разрушения или уничтожения).
Подобие же Божие есть некая задача, которая требует от человека духовной работы над собою, и заключается в стремлении человека к истине, добру, любви, милосердию, святости, т. е. к уподоблению себя Богу.
В христианском понимании чистые сердцем считаются те люди, которые не допускают, чтобы в их душу проникли дурные помыслы и желания, и даже не помышляют о плохом.
Подобие Божие в человеке представляет собой, по сути дела, праведность (святость) человека.
• Откройте тетради, урок 29 (м-ф 09. Чистое сердце), посмотрите, пожалуйста, на рисунок-схему «Чистое сердце».
• Подумайте, почему образ чистого сердца представлен в виде белого голубя? (Предположения детей)
Голубь – это символ чистоты и кроткого нрава.
В христианстве голубь - символ Святого Духа. При крещении Иисуса Христа (м-ф 10. Крещение Господне) Дух Святой сошел на Него с небес в облике голубя.
• Прочитайте, какими свойствами обладает чистое сердце?
Чистое сердце чувствует Бога, Который есть Добро и Любовь, потому что в чистом сердце также господствуют Добро и Любовь. Уже здесь на земле чистые сердцем проводят жизнь в присутствии Бога, чувствуя на себе Его заботу и помощь. Чистое сердце наполнено спокойствием, радостью и блаженством.
«Сыне, даждь мне твоё сердце » обращается к нам Господь через Священное Писание.
• Но какое сердце ожидает принять от нас Господь? (Ответы детей)
Итак, чистота помыслов и чувств является непременным условием Богопознания.
Что же такое нечистота сердца, которая мешает увидеть Бога? Если человек, чистый сердцем, может видеть Бога, то ясно, что человек с нечистым сердцем слеп ко всему, что Божественно, — он не видит Бога. В Священном Писании Господь объяснил, что такое нечистота сердца (м-ф 11): "Из сердца человеческого, исходят злые помыслы … убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это извнутрь исходит и оскверняет человека ”.
Иисус Христос указал людям путь к достижению чистоты сердца.
• Как вы думаете, в чём заключается это учение? (Ответы детей)
Человек, который стремится очистить своё сердце от скверны, должен, в первую очередь:
• от всего сердца раскаяться в своих грехах и стараться больше не возвращаться к ним, даже в помышлениях;
• совершать только добро;
• проявлять смирение и любвь к Богу и ближним;
• бороться с гордостью и эгоизмом в самом себе, проявлять добродетельность и милосердие;
• постоянно призывать имя Божие и просить о помощи и укреплении в этой непростой борьбе со злом внутри самого себя.
Сегодня мы познакомимся с Детьми последнего русского императора святого царя-мученика Николая II (м-ф 12. Царская Семья), которые вместе с Родителями приняли мученическую смерть.
Царская Семья являла собой образец подлинно христианской жизни. Отношения супругов императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны строились на искренней любви, сердечном взаимопонимании и глубокой верности (м-ф 13/видео. Царская Семья: 1 мин 13 с. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! — записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. — Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости». Господь благословил этот брак по любви рождением четырех дочерей — Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии — и сына Алексея.)
Все, кто знал эту Семью не понаслышке (м-ф 14. Царская Семья на прогулке), отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Царские Дети воспитывались в простоте и строгости. Они спали не на пуховых перинах, а на жестких походных кроватях. Были далеко не неженки: каждое утро принимали холодную ванну. Кушали не заморские блюда, а самые простые — борщ, кашу, рыбу, фрукты. Наряжаться не имели привычки, платья носили простые, одинаковые, и даже донашивали их друг за другом. Во Дворце Царского Села у них имелись только две своих комнаты — спальни, где они жили по двое.
Царевны сами гладили белье, прибирали в комнатах, пололи сорняки в огороде. Освободившись от занятий, убегали, бывало, к дворцовым слугам – посудомойкам или сторожихам, чтобы понянчить их детей.
"Они вели скромную жизнь, — писал близкий к ним человек, — были просты в обращении и не придавали значения своему Царскому положению".
Это была истинно православная семья (м-ф 15. Царская Семья на молебне), в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей.
По отношению к матери, Александре Феодоровне, Царские Дети были полны уважения и предупредительности (м-ф 16. У постели Матери). Государыне часто нездоровилось, и поэтому Царевны устроили при ней дежурство: в такие дни какая-нибудь из Княжон неотлучно находилась при Матери (м-ф 17. Ольга у постели Матери)
Императрица научила своих Дочерей рукоделию (м-ф 18. Императрица за рукоделием). Они вышивали, шили и вязали (м-ф 19. За рукоделием).
Великие Княжны шили одежду для бедных, и эти вещи потом отсылались по приютам или нуждающимся семьям. А летом, когда Царская Семья жила в Крыму, они рукодельничали вместе с Государыней для благотворительных базаров. Сборы с них шли на помощь бедным, больным туберкулезом. В Первую мировую войну Царевны шили и вязали вещи для фронта и семей солдат.
Великие Княжны и Царевич очень любили своих родителей.
Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем (м-ф 20. Император Николай II), Отцом (м-ф 21. Отец), и Другом (м-ф 22. Отец-друг, м-ф 23/видео. Царские Дети: 47 с. Текст м-ф. Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. "Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей", — считала Государыня. "Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, — говорил Государь, — такими должны быть и мои дети".)
Царская Семья вела замкнутый образ жизни. Царица и Великие Княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной Литургии. По вечерам все собирались вместе, обычно в комнате Императрицы. Царевны, их брат Цесаревич Алексей, Государыня играли на рояле и пели, рукодельничали, беседовали, чаще всего на духовные темы, читали вслух. На таких вечерах бывали также близкие друзья или родственники Семьи. Государь, если освобождался пораньше от докладов министров и государственных бумаг, присоединялся ко всем (м-ф 24. Царь и Царица). Он читал вслух рассказы из русской истории, произведения из русской литературы или Евангелие. Царица и Дочери занимались рукоделием говорили о Боге и молились.
Как в любой многодетной семье, старшие дети брали на себя часть родительских забот. Царь и Царица смотрели на старших Княжон как на помощниц в воспитании младших. Об этом свидетельствуют, например, выдержки из писем государыни Александры к дочери Ольге: «Прежде всего, помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим...»
Почти ежедневно (чаще всего перед сном) дети писали Родителям письма – записочки. Из этой переписки видно, что царские дети, как и все дети, тоже бывало ссорились. Императрица по этому поводу писала своей старшей дочери Ольге, которая в детстве обладала неровным, вспыльчивым характером: «Не ссорьтесь друг с другом, это, в самом деле, просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми».
Когда началась Первая мировая война 1914 года Александра Феодоровна вместе со старшими Дочерьми Ольгой и Татианой окончили курсы сестер милосердия и стали работать рядовыми хирургическими сестрами (м-ф 25. Сестры милосердия) в лазарете при Дворцовом госпитале наравне с остальными сестрами.
Стоя за хирургом, они подавали стерилизованные инструменты (м-ф 26. Императрица – операционная сестра), вату и бинты, уносили ампутированные ноги и руки, перевязывали гнойные раны (м-ф 27. Ольга на перевязке), не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны (м-ф 28/видео. Сёстры милосердия: 33с).
Две младшие — Мария и Анастасия Николаевны (м-ф 29. Мария и Анастасия) — работали над шитьём белья для раненых солдат и их семей, и очень сокрушались, что, будучи юны, не могли стать настоящими сёстрами милосердия, как Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны.
Сколько радости и утешения приносили Ее Величество и Великие Княжны своим присутствием в лазаретах (м-ф 30. Посещение раненных)! Весь день Великих Княжон был посвящён раненым; им они отдавали всю свою любовь, ласку и заботу. Каждый солдат и офицер в их лазаретах был обласкан и ободрён. Выписываясь из лазарета, каждый раненый уносил с собой какой-нибудь подарок, данный ему на память от всего сердца. Каждый увозил с собой самое светлое, самое радостное воспоминание.
Один из офицеров, находившихся на излечении в лазарете, где сестрами милосердия были Великие княжны, вспоминал: "… они были совершенными, полными царственного очарования, душевной мягкости и бесконечной благожелательности и доброты ко всем… У них была врожденная способность и умение несколькими словами смягчить и уменьшить горе, тяжесть переживаний и физических страданий раненых воинов».
Высшие слои общества (м-ф 31), в то время, всё больше и больше отступали от Бога, и православный, глубоко верующий Царь всё больше и больше им мешал. В итоге, в результате заговора, путём жесточайшего обмана Православного Русского Царя, вынудили отречься от Престола, а Царскую Семью, которую жестоко оклеветали, обвинив Царя и Царицу даже в измене Отечеству, взяли под арест.
Уже через 5 дней после устранения Царя, Временное Правительство (м-ф 32), не имея на то ни малейшего законного основания или повода, приняло решение об аресте Императора Николая II и его Супруги и содержании их Семьи в Царском Селе,
Во время пятимесячного пребывания под стражей в Царском Селе, Царю и его Семье приходилось терпеть унижения и издевательства со стороны охранников и прочих "новых" людей, окружавших их. Государю было объявлено, что он должен жить отдельно и видеться с Государыней только за столом. Караульные солдаты в грубой форме делали ему замечания, доступ во Дворец близких Царской Семье лиц воспрещался. Однажды солдаты даже отняли у Наследника игрушечное ружье под предлогом запрета носить оружие.
• Как вы думаете, что Царская Семья испытывала по отношению к своим обидчикам?
Отец Афанасий Беляев, регулярно совершавший в этот период богослужения в Александровском дворце, оставил свои свидетельства о духовной жизни царскосельских узников (м-ф 33/видео. Духовная чистота Царских Детей: 1 мин 48 с. "Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай. Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи…»
Временное Правительство назначило комиссию по расследованию деятельности Императора (м-ф 34/видео. Заключение комиссии: 29 с). Вместо того, чтобы освободить Государя и его Супругу, Временное Правительство приняло решение отправить узников в Сибирь. В ночь на 1 августа 1917 года они были отправлены в город Тобольск - место своего следующего заключения.
Так начался путь Царственных Мучеников на свою Голгофу.
В Тобольске образовался "солдатский комитет", который всячески демонстрирует свою власть над Государем - то заставляет его снять погоны, то разрушают ледяную горку, устроенную для Царских детей. С 1 марта 1918 года Царская Семья перевели на солдатский паек.
Накануне Пасхи 1918 года Царскую Семью разлучили. Из Москвы от большевиков приехал комиссар, который объявил Государю, что его увозят. Душевные муки Александры Фёдоровны (м-ф 35. Мать и сын), которая решила сопровождать мужа, возросли до предела, так как ей пришлось расстаться с тяжело больным Царевичем. С родителями поехала и Мария Николаевна (м-ф 36. Мария Николаевна)... Для всей Семьи расставание было душевной пыткой.
В Екатеринбурге, куда были доставлены Государь, Государыня и Мария Николаевна, их заключили в доме инженера Ипатьева (м-ф 37. Дом инженера Ипатьева). Когда здоровье Наследника поправилось, остальные члены Царской Семьи из Тобольска также были доставлены в Екатеринбург и заточены в том же доме.
Нам никогда не дано почувствовать, осознать, понять , как Они жили свои последние дни в мрачном Ипатьевском доме, что Они чувствовали, о чем думали. Но без сомнения, эти последние дни были венцом Их мученичества и венцом Их подвига.
Не существовало того унижения, которого не претерпело Царское Семейство. Поведение и вид караульных были совершенно непристойные: грубые, распоясанные... они возбуждали ужас и отвращение. Великие Княжны занимали комнату с одним окном, рядом с комнатой Их Величеств, дверь из которой была снята. Первые два-три дня кроватей в их комнате не было; спали на полу, на соломенных тюфяках.
Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали у них еду: придет какой-нибудь из красноармейцев и лезет в миску: «Ну, с вас довольно». Или могли плюнуть в Царскую тарелку у всех на глазах, перед самым приемом пищи.
Два с половиною месяца прожила здесь Царская Семья среди шайки наглых, разнузданных людей новой их стражи, подвергаясь издевательствам и непрерывным страданиям (м-ф 38/видео. Издевательства в Ипатьевском доме: 1 мин)
• Как вы думаете, где Царская семья черпала силы?
В Боге! Только глубокая вера и сильная воля поддерживали мужество узников дома Ипатьева..
Люди охраны, грубые, жестокие, глубоко невежественные по своей сути, были вообще сильно поражены их кротостью, простотой: их покорила полная достоинства душевная ясность пленников, и они чувствовали превосходство их над собою в нравственном, духовном смысле. И первоначальную, дикую жестокость сменяло потом у многих конвоиров глубокое, искреннее сострадание.
Приближающуюся смерть, понимала Государыня, понимали и Дети. Заключенные в душные комнаты Ипатьевского дома, окруженные злобными надсмотрщиками, каждый день ожидая смерть, Они ни разу не возроптали, ни разу не сказали ни единого худого слова в чей-либо адрес. В ответ на грубость, злобу и издевательства, Они пели духовные распевы, добрые русские песни, читали Евангелие, молились.
Вот строки из дневников Ольги, Татианы и Царевича Алексея (м-ф 39/видео. Мысли детей: 35 с. «Если будут убивать, только бы не мучили», – эти слова 13-летнего Наследника Цесаревича являются живым свидетельством осознания Семьей приближающего мученического конца.
Великая княжна Ольга: «Только бы устоять, только бы не дрогнуть духом, только бы сохранить сердце чистое и крепкое».
Великая Княжна Татьяна Николаевна в одной книге, читанной ею в Екатеринбурге, подчеркнула следующие слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу к смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».)
Их духовное настроение лучше всего отображает стихотворение поэта Сергея Бехтеева, переписанное Великой Княжной Ольгой Николаевной еще в Тобольске (м-ф 40/видео. Пошли нам Господи терпенье: 1мин 26 с:
Пошли нам Господи терпенье,
В годину бурных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай силы нам, о, Боже Правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья,
Христос Спаситель помоги!
Владыка мiра, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый смертный час…
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческой силы
Молиться кротко за врагов!
Какое поразительное великое смирение, какое благородства души и силу духа явила миру эта Семья!
В ночь на 17 июля произошло величайшее преступление: невинные, святые люди вместе с Божиим помазанником были зверски убиты.
В 2003 году на месте дома инженера Ипатьева был построен Храм-на-Крови? (м-ф 41. Храм-на-Крови в Екатеринбурге). Полное название: Храм-на-Крови́ во и́мя Всех святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших.
Это один из крупнейших православных храмов России Храм строился с 2000 по2003 годы. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.
В настоящее время храм является местом паломничества для верующих не только со всех уголков России, но и живущих за её пределами.