Вторник, 26.11.2024, 19:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 2 год обучения

25 урок

Урок 25. 2-я Заповедь: Блаженны плачущи, ибо они утешатся
Задачи:
• придёт к выводу, что без осознания своей духовной нищеты и плаче о своих грехах, человек не может быть кротким;
• на примере жития преподобного Сергия Радонежского поймёт, что есть истинная кротость.
№ м-ф Название медиафайлов
01 Нагорная проповедь
02/видео Старинное сказание: 4 мин 28 с
03 Таблица «Комментарии к старинному сказанию»
04 Рисунок «Два пути»
05 Таблица-подсказка «Слёзы евангельские и слезы мирские
06 Волшебное слово
07 Старичок
08 Павел и старичок
09 Лена прячет краски
10 Лена
11 Бабушка
12 На рыбалку!
13 Лабиринт
14 Башня Радости
15 Рефлексия

<     На прошлом уроке мы начали изучать Заповеди блаженства, с которых Господь начал Нагорную проповедь (м-ф 01. Нагорная проповедь), в которой изложил всю суть Своего учения.
     Вторая Заповедь Блаженства, данная Господом, звучит так:
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 
О каком плаче идёт речь и о каком утешении? Давайте разберёмся.
Сейчас мы послушаем одно старинное сказание (м-ф 02/видео. Старинное сказание: 4 мин 28 с)
Почему бочонок смог наполниться от одной единой слезинки? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим таблицу.
     Комментарии к старинной легенде о богатом князе (м-ф 03. Таблица «Комментарии…»
                          Ты думаешь, что ты богат, а ты нищ, и слеп, и наг.
                                                                                    (Откр. 3:17,18)
Князь Ключевые слова
Кто он? Человек, богач, князь
Какой он? Немилостивый, насмешливый, обижающий: наказывал невинных, поджигал деревни, топтал поля
Его цель в жизни? Богатство, наслаждение, власть
Счастлив ли он? Почему? ________________________________
________________________________
Цель прихода к старцу? Посмеяться над старцем и посмотреть на его реакцию
Его главный вопрос к старцу? (Со смехом) Что же мне делать, чтобы меня Бог простил?
Реакция на ответ старика наполнить бочонок? Рассмеялся и принял с легкостью
(«Понял, что я грехи ему ради забавы расписывал, и задачку мне забавную выдумал»)
Оправдались ли его старания наполнить «глупый бочонок»? Речка, другая речка, лесной источник, от речки к речке, от озера к озеру, у каждой лужи…
Первый шаг к голосу совести И страшно стало князю…
Второй шаг к голосу совести И вспомнил князь, сколько людей в неволю взял, скольких погубил, сколько добра отнял…
Голос совести Стыдно стало за дела свои, согнулся он в три погибели…
Возвращение к старцу Без смеха, без дерзости
Что осознал Как слаб перед Богом каждый человек, и как страшно идти против воли Божией
Первый шаг к раскаянию Пропала вмиг его гордость, больно и стыдно ему стало за свою жизнь…
Слёзы раскаяния Так больно, что слёзы выступили…
Общий вывод Все грехи окупятся, если ты плачешь о них…
(С ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЙ одолел зло внутри себя)

Когда бочонок наполнился?
     Вывод. Бочонок наполнился только тогда, когда сердце князя наполнилось болью за тех людей, которых он обидел и слезами за свои дела.
     Это сказание напоминает притчу – краткий иносказательный поучительный рассказ. В притчах часто используются образы.
Как вы думаете, бочонок – это образ чего?
     Бочонок – это образ сердца. Пустой бочонок – это пустое, сухое, нераскаянное сердце. Полный – это сердце, наполненное слезами раскаяния.
     Раскаяние — это глубокое сожаление о своём поступке и твёрдое намерение больше к этому не возвращаться.
О каком же плаче говорит Иисус Христос во второй Заповеди Блаженства? (Плач о своих грехах.)
Посмотрите на рисунок «Два пути» (м-ф 04).
Согласны ли вы с тем, что это путь нашего героя?
Можно ли сказать, где князь свернул с прямого пути и встал на путь греха? (Нельзя)
Можно ли указать на схеме, где князь вернулся на прямой путь? (Да)
Свяжите это с событиями в легенде (смотри таблицу).
1. Страшно стало – это первый шаг к голосу совести. Обведите эти слова в таблице.
2. Вспомнил свои дела – второй шаг к голосу совести. Обведите в таблице слово «вспомнил».
3. Зазвучал голос совести – стало стыдно. Обведите слово «стыдно».
4. Согнулся он в три погибели, а глаза запали, как у больного. Обведите нужные слова в таблице.
5. После того, как князь осознал, кто он есть на самом деле, понял, как страшно идти против воли Божией. Теперь князь осознал, как слаб перед Богом каждый человек. Обведите нужные слова в таблице.
6. Пропала вмиг его гордость, больно и стыдно ему стало за свою жизнь… Обведите нужные слова.
7. …Так больно, что слёзы выступили.
Подумайте, каким образом 2-я Заповедь блаженства «Блаженны плачущи, ибо они утешатся» связана с 1-й заповедью «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»?
• Чтобы правильно ответить на этот вопрос, вспомните, что подразумевается под нищетой духовной. Как иначе называется духовная нищета?
     Нищета духовная иначе называется смирением. Посмотрите в нашем словарике (в конце тетради), что подразумевается под смирением? (Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия.)
     Смирение – первый шаг к слезам раскаяния.
     Слёзы бывают разные: есть слёзы евангельские, а есть мирские.
     Буквально слово Евангелие в переводе с греческого означает «благая весть», т.е. благая весть о спасении. Следовательно, евангельские слёзы, те, которые ведут ко спасению души.
     Задание в тетради. В ваших тетрадях нарисован цветок, на лепестках которого написаны разные виды слёз. Евангельские слёзы раскрасьте голубым цветом, а мирские – зелёным. Выполнить правильно задание вам поможет таблица- подсказка (м-ф 05. Таблица-подсказка «Слёзы евангельские и слёзы мирские»:
Евангельские слёзы Мирские слёзы
1. Текут из раскаявшегося сердца.
2. Смешиваются со слезами страдальцев.
3. Смывают вред, который нанесли Небесной Любви.
4. Горюют о потерянном Рае. 1. Слёзы ярости, злости.
2. Слёзы о потерянных вещах.
3. Слёзы обид и неудовлетворённых желаний.
4. Слёзы от физической боли.

Что Господь обещает плачущим о своих грехах? (Что они утешатся)
Священное Писание прямо говорит: «И отрёт Господь всякую слезу с очей их, и не будет уже ни болезни, ни плача, ни горя, ни слёз, ни смерти уже не будет…»
В этом евангельском повествовании говорится об утешении в будущей жизни.
А как вы думаете, в этой жизни может ли получить утешение человек, плачущий о своих грехах? (Предположения детей)
Сейчас мы послушаем рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Подумайте, как этот рассказ связан с темой нашего урока (м-ф 06. Волшебное слово).
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке (М-ф 07. Старичок -1).
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

Можно ли назвать слёзы Павлика евангельскими? Почему? (Ответы детей)

Как мы помним, в этом рассказе Павлику помог … (отвечают дети) старичок, открыв ему …(отвечают дети) волшебное слово «пожалуйста».
Вспомните слова старичка о том, как нужно говорить это волшебное слово?
(После ответов детей м-ф 08. Павел и старичок. Давайте обратимся к самому произведению: «…помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...»
Я попробую, - усмехнулся Павлик.

Почему Павлик усмехнулся?

Вывод: Он не очень-то поверил старичку, так как считал, что
вся проблема в его близких, которых не исправишь одним словом, пусть даже волшебным.

Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой
(м-ф 09. Лена прячет краски).

Почему Лена накрыла краски рукой? (Ответы детей)
"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала (м-ф 10. Лена):
- Ка-кую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик.

Обратите внимание на слова «смущённо пробормотала». Что смутило Лену? (Лена не привыкла к подобному поведению брата)

Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.

Почему бабушка выпрямилась? (От удивления. Она тоже не привыкла видеть внука таким.)

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке (м-ф 11. Бабушка).
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали.
• Почему все сразу замолчали?
Брат поднял брови и усмехнулся.

Почему теперь уже брат усмехнулся? (Он не поверил в столь разительную перемену в брате)

- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
"Помогло! Опять помогло!”
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки
(м-ф 12. На рыбалку!).

Как вы думаете, этот старичок действительно, как думал Павлик, был волшебником, а слово волшебным?
Тогда почему с близкими Павлика произошли такие поразительные перемены по отношению к нему?
Как вы думаете, как бы развивались отношения Павлика с родными, если бы он не встретил этого старичка?
От какого же зависело счастье Павлика? (От него самого, от его отношения к близким)
     Очень часто люди видят причину своих огорчений, слёз, обид в других людях. Но стоит человеку изменить своё отношение к людям, как всё меняется. И вчерашний недруг может стать верным другом.
     Жизненные ситуации, в которые попадает человек, можно представить в виде лабиринта (м-ф 13. Лабиринт) с несколькими выходами. Но нередко люди блуждают по этому лабиринту, не находя ни единого выхода. И нужно нечто или некто, что поможет человеку найти выход.
     В данном рассказе выход из лабиринта Павлику помог найти старичок, который, по сути, открыл ему духовный закон, данный Спасителем: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
     Какой вывод из всего сказанного можно сделать?
     Вывод: Каждый получит то, что давал другим людям.
     Божьи заповеди, данные людям, – это те ниточки, которые выводят из лабиринта жизненных ситуаций. Люди, которые не внемлют Божественным заповедям, могут всю жизнь блуждать по лабиринту, не находя выхода.
Так какое утешение может получить человек, плачущий о своих грехах, уже в этой жизни? (Мир и покой в своей душе и в отношении с людьми, умиротворение совести)
     Задание в тетради. Заполните вторыкые две ступени, ведущие вверх – ко спасению и вниз – к погибели (м-ф 14. Башня Радости – 2).
Башня радости
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ
9. С _ _ _ _ _ _ _ я за Христа
8. Г _ _ _ _ _ я за Христа
7. М _ _ _ _ _ _ _ _ ы
6. Чистое с _ _ _ _е
5. М _ _ _ _ _ Ь
4. Жажда П _ _ _ _ ы Божией
3. К _ _ _ _ _ _ Ь
2. Плач - слёзы р а с к а я н и я
1. Нищета духовная – смирение
_____________________________________________
- 1. Гордыня
- 2. Слёзы я р о с т и, з л о с т и, о б и д ы
- 3. Д _ _ _ _ _ _ ь, н _ _ _ _ _ _ь
4. «Бери от жизни _ _ _»
-5. Ж _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ е
- 6. Нежелание очиститься от дурных с _ _ _ _ _ _ й
- 7. Разрушать _ _ _ , сеять в _ _ _ _у
- 8. Взбунтоваться п _ _ _ _ в Господа
- 9. Бесчестие, к _ _ _ _ _ а на Христа
ТЬМА
Подведём итог урока. Рефлексия (м-ф 15)
Категория: 2 год обучения | Добавил: Olga (21.07.2011)
Просмотров: 1633 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.