Урок 22. Евангелие о Пресвятой Богородице: благовещение, рождение Богомладенца, родословие Иисуса Христа, сретение Господне Задачи: • ребёнок задумается о том, что истинное богатство – это богатство от Бога, которое посылается человеку, чтобы он имел возможность помочь нуждающимся; • поймёт, что человек, который помогает бедным и тем, кто попал в беду, истинно богатеет, обогащаясь добрыми делами; • узнает, что Сретение – это встреча человека с Богом, в которой старец Симеон символизировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеждой, а Богомладенец Иисус - Основатель Нового благодатного Союза человека с Богом; • поймёт, что первоисточник зла – зависть.
№ м-ф Названия медиафайлов 01/видео Мария в доме Иосифа (1мин 47 с) 02 Благовещение (икона) 03/видео Благовещение (1 мин 54 с) 04/видео В Вифлеем: 1 мин 05 Рождество Христово (икона) 06/видео В гостинице мест нет:42 с 07 Рождество Христово. Пещера 08/видео Злые духи (1 мин 24 с) 09/видео Боговоплощение в душе человека (1 мин 25 с) 10 Авраам 11 Исаак 12 Иаков 13 Царь Давид 14 Царь Соломон 15 Симеон (икона) 16 Сретение
В доме Иосифа Пресвятая Дева Мария не изменила образа Своей жизни: жила в уединении и безмолвии. Молитва, чтение Священных книг, рукоделие и домашние занятия наполняли все минуты Её смиренной и молчаливой жизни. Среди людей Она жила для одного Бога, и дом Иосифов был для Неё как храм молитвенный (м-ф 01/видео. Мария в доме Иосифа:1 мин 47 с). Именно в доме Иосифа Обручника произошло удивительное событие, предшествующее Рождению Богомладенца (м-ф 02. Благовещение). Дети рассказывают о явлении Марии архангела Гавриила с благой вестью. Далее дети просматривают м-ф 03/видео. Благовещение (1 мин 54 с). В то время весь Израиль ожидал пришествия Мессии, но не из Назарета, где жили Пресвятоя Дева Мария и праведный Иосиф, а из Вифлеема, так как об этом ясно предсказал пророк Михей . • Почему Мария и Иосиф во время рождения Богомладенца оказались вдали от дома? (Ответы детей) За 63 года до Р.Х. Рождества Христова Святая Земля была покорена римлянами и сделалась подчиненной Римской империи. (м-ф 04/видео. В Вифлеем: 1 мин. В то время, как Пресвятой Деве Марии приблизилось время родить Божественного Младенца, римский император Август издал указ о переписи населения во всей империи, в том числе и в Иудее. Согласно этому указу каждый иудей должен был пройти перепись в том городе, где жили его предки. Так как Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давида, то они без промедления отправились в Вифлеем - город царя Давида). • Как случилось, что рождение Спасителя произошло в пещере? (м-ф 05. Рождество Христово. Пещера) Когда после утомительного пути, поздно вечером, старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем и стали искать гостиницу для ночлега, то все гостиницы оказались переполнены, и будущей Матери Спасителя не нашлось места среди людей (м-ф 06/видео. В гостинице мест нет: 42 с ) Тогда Иосиф отыскал возле города пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. • Ребята, как вы себе представляете эту пещеру? (Ответы детей) Мрачная, холодная, весьма неприглядная, в которой вполне возможно были и нечистоты от животных. В этой пещере или вертепе у Пресвятой Девы Марии ночью родился Младенец - Сын Божий Христос, Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, т.е. кормушку для скота, т.к. положить Новорожденного Младенца больше было некуда (м-ф 07. Рождество Христово). • Давайте подумаем, почему Богу было угодно, чтобы Его Сын, Спаситель мира, родился в пещере (вертепе), куда загоняли скот, и был положен среди нечистоты в кормушке для скота? (Предположения детей) Этот вертеп символизирует собой мир, в который пришёл Господь. Люди, которые забывают о том, что они носители образа Божия, уподобляются животным, у которых одна забота: добыть пищу, сделать жилище-норку и продолжить свой род. • В природе, после грехопадения Адама и Евы, идёт постоянная борьба за выживание, но жестокость по отношению друг к другу проявляют только люди. Ради чего? (Ответы детей: завладеть чужим богатством, имуществом, землёю, чтобы занять чьё-то положение в обществе…) • Какое чувство лежит в основе всех злых помыслов и неправедных поступков? (Зависть) Злясь на весь мир, человек может даже не осознавать, что в основе зла лежит зависть, что у других больше, лучше, слаще… • Почему человек не может, а порой и не хочет остановить себя от неправедного поступка, а порой и преступного шага? (Потому что такой человек вовремя не очистил своё сердце от зависти, которая рождает злобу, жадность, ненависть, ложь, гнев, клевету, вражду, войны, убийства…) • Что мы можем посоветовать человеку, которым овладело чувство зависти? (Ответы детей) Такому человеку можно посоветовать вспомнить историю павшего ангела Денницы – именно зависть погубила его; историю Адама и Евы, Каина и Авеля… Зависть – первопричина всех зол. Человек должен помнить, что именно павший ангел возбуждает в человеке зависть • Для чего он это делает? (Чтобы погубить человека. М-ф 08. Злые духи: 1 мин 24 с). И не стоит удивляться, если в погибель человек идёт, утопая в богатстве и роскоши, нажитой неправедным путём. • Как вы думаете, кто такому человеку помогает приобретать неправедное богатство? (Враги рода человеческого – павшие ангелы) Неправедное богатство и роскошь – это прочные сети, в которые попадает неправедный человек. • А как вы думаете, всегда ли богатство приносит зло? (Ответы детей) В Священном Писании нигде не говорится, что быть богатым - грех. Но оно учит, что грешно копить богатство . Истинное богатство имеет не тот, кто богатеет в себя, а тот, кто богатеет в Бога. • Как вы думаете, что значит: богатеть в Бога? Как богатеть в Бога, Который не берет земного богатства к Себе на небо, и не имеет в нём нужды? Бог – это Добро и Любовь. Богатеть в Бога – это богатеть богатством духовным: богатством Любви, Добра, Милосердия. Богатство от Бога – это богатство, которое разделяется с нуждающимися. Человек, который помогает бедным и тем, кто попал в беду, истинно богатеет, обогащаясь добрыми делами. • Как вы думаете, зачем Бог такому человеку посылает богатство? (Чтобы тот человек имел возможность помочь как можно большему числу людей.) Богатство от Бога – святое богатство, потому что посвящается Богу. Недаром народ русский сложил пословицу: Кто бедному дает - Богу дает. Если мы творим добрые дела, если живем ради ближних, тогда мы богатеем в Бога. Народная мудрость гласит – "Что отдал – то твое, что утаил – то потерял" М-ф 09/видео. Боговоплощение в душе человека: 1 мин 25 с. Читая родословие Иисуса Христа, с которого начинается Евангелие от Матфея, мы увидим, что это родословие не Девы Марии, от Которой Он родился, а Иосифа Обручника, который не был истинным отцом Спасителя. Апостол Матфей не мог дать родословия Девы Марии, потому что был закон, запрещающий вести родословие по женской линии. Но, дав родословие Иосифа, евангелист дал родословие и Девы Марии, так как по закону можно было брать жен только из того же колена и того же рода . Поэтому Богородица была из того же колена и того же рода, что и Иосиф. Называя Авраама (м-ф 10. Авраам), Исаака (м-ф 11. Праотец Исаак), Иакова (м-ф 12. Борьба Иакова с Богом), Давида (м-ф 13. Давид-псалмопевец), Соломона (м-ф 14. Соломон), евангелист указывает на известных исторических личностей, которым даны были обетования, что от них произойдет Спаситель мира. Иудеи не признали бы Мессией такого человека, который не происходил от Давида и Авраама, и потому евангелист должен был доказать происхождение Спасителя как от Давида, так и от Авраама. К тому же, иудеи не только подразумевали происхождение Мессии от Давида, но и рождение Его в том самом городе, где родился Давид - в Вифлееме. На сороковой день после рождения Богомладенца, праведный Иосиф и Божия Матерь пошли в Иерусалим, чтобы совершить древний обряд, установленный в память об искуплении израильского народа из египетского рабства. В Иерусалиме в то время жил древний старец Симеон (м-ф 15. Симеон), которому было открыто, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. Когда Новорожденный Иисус был принесён в Иерусалимский храм, Симеон, по внушению Святого Духа, сразу узнал Деву Марию с Богомладенцем на руках, потому что Они, как рассказывает предание, были озарены неземным светом. Пораженный и обрадованный встречей, Симеон принял в свои объятия Святого Младенца (м-ф 16. Сретение) и, благословив Бога, сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром …» Тут же в храме присутствовала св. Анна Пророчица, вдова восьмидесяти четырех лет, которая всегда пребывала в храме, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Увидев Младенца Иисуса и услышав пророчество о Нем Симеона, она прославила Бога и стала рассказывать всем в Иерусалиме о рождении Мессии - Христа. Святой Симеон преставился (умер), прожив на земле 360 лет. Это была одна из встреч, исполненных символического значения: два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон символизировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеждой, а Богомладенец Иисус - Основатель Нового благодатного Союза человека с Богом. В честь этого радостного события Православной Церковью 14 февраля совершается празднование Сретения Господа Иисуса Христа. • Как вы понимаете слово «Сретение»? Сретение – это встреча. Это встреча человека с Богом.
|