На прошлом уроке мы говорили о царе Давиде - втором царе богоизбранного народа. Пророк, мудрый правитель, талантливый военачальник, он был смел, отважен и силен. Но при своей могучей силе Давид был необыкновенно милостивым человеком (м-ф 01/видео. Царь Давид: 57 с. Годы правления Давида стали для еврейского народа временем благоденствия и процветания. Царь хотел построить величественный каменный храм, но Господь сказал ему: «Ты не построишь храма, потому что много воевал и пролил много крови; построит его сын твой, который будет царём после тебя». В эту эпоху израильский народ стал воистину светом для язычников. За несокрушимую веру, которую не сломили никакие жизненные испытания и скорби, Господь возвестил Давиду: «Престол твой устоит во веки». Это значило, что от его потомства произойдёт Спаситель мира – Иисус Христос.)
Давид царствовал 40 лет и умер в глубокой старости. Но ещё при жизни он назначил себе наследником сына своего Соломона (м-ф 02. Царь Давид и Соломон). Перед смертью Давид призвал его к себе и заповедовал: «...Будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его... как написано в Законе Моисеевом…[1]”
Давид скончался на семидесятом году жизни, оставив сыну в наследство сильное государство и заповедовав построить великолепный храм Господу (м-ф 03. Соломон, держащий в руках изображение храма).
В момент вступления на престол Соломону было всего двадцать лет (м-ф 04. Молодой царь Соломон), но он оказался энергичным и мудрым правителем. Свое правление он пожелал начать благодарственной молитвой Богу и принес тысячу жертв (м-ф 05/видео. Вступление Соломона на престол: 1 мин 23 с. Господь явился ему ночью во сне и сказал: «Проси, что дать тебе»? Соломон ответил Господу: «Даруй... рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло». Господь сказал Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства... но просил себе разума... вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе…[2]» .)
Вскоре по воцарении Соломона все увидели, какую мудрость дал ему Господь (м-ф 06/видео. Мудрость царя Соломона: 1 мин 28 с. Вскоре по воцарении Соломона пришли к нему на суд две женщины Они жили вместе и только вдвоем. У одной женщины родился сын. На третий день родился сын и у другой. Но ее сын вскоре же умер ночью, и она своего мертвого сына подложила к другой женщине, когда та спала, а ее живого сына взяла себе. Утром начался у них спор о том, чей живой младенец. И вот, чтобы найти правду, они обратились к царю. Царь велел принести меч и сказал: «Рассеките живое дитя надвое и отдайте той и другой по половине!» Обманщица со злобной радостью согласилась на это, а мать слезно просила царя не разрубать младенца, а лучше отдать его живого другой женщине. Тогда царь сказал: «Отдайте живое дитя той, которая не хочет, чтобы умертвили его; она его мать!» И все увидели, какую мудрость дал ему Бог для того, чтобы производить суд.)
Свою деятельность Соломон направил на укрепление мира с соседними народами и на процветание своей страны, но с особым прилежанием заботился молодой царь о процветании религиозной жизни своего народа и, прежде всего, о построении Иерусалимского храма Истинному Богу. Помня последнюю волю отца, Соломон на четвертом году своего царствования решил приступить к грандиозной по тому времени постройке (м-ф 07/видео. Соломон приступает к постройке храма: 50 с).
Твердая вера и пламенная любовь к Богу помогли Соломону осуществить задуманное. Строительство храма продолжалось более семи лет (м-ф 08/видео. Постройка храма: 42 c).
Когда храм был готов, Соломон призвал к освящению его всех старейшин и множество народа (м-ф 09/видео. Слава Господня в храме: 1 мин 05 с. При звуке труб и духовных песнопений внесён был Ковчег Завета. Слава Господня в виде облака наполнила храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда Соломон взошёл на своё царское место, пал на колени и с воздетыми руками молился Богу, чтобы Господь в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и иноплеменников, которые придут из далёких земель ради имени Господа. По окончании этой молитвы сошёл с неба огонь и попалил жертвы, приготовленные в храме).
Храм царя Соломона (м-ф 10) был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами.
(Для справки. План храма, за исключением некоторых деталей, во всем был похож на план Скинии Моисея. Внутри храм делился на три части: Святая Святых, Святилище и Притвор. Святая Святых представляла собой маленькое помещение без окон, где в таинственном мраке находился Ковчег Завета. Рядом с Ковчегом, по обеим сторонам с распростертыми крыльями стояли две пятиметровые фигуры херувимов. В Ковчеге Завета хранились две каменные скрижали Моисея. Святая Святых отделялась от Святилища стеной из кипарисового дерева. Двери в Святая Святых всегда были открыты, но вход прикрывала занавесь из драгоценной материи. Входить в Святая Святых мог только первосвященник, да и то лишь один раз в год. В Святилище, перед занавесью, стоял жертвенник для курения фимиама (ладана).
С восточной стороны к храму примыкал притвор. На ступенях, ведущих в притвор, располагались певцы и музыканты во время богослужения. К храму примыкал малый, или внутренний двор (м-ф /Для справки. Храм Соломона), который отделялся от большого, или внешнего двора невысокой каменной стеной. Посредине двора стоял жертвенник всесожжения, на котором горел вечный огонь. Рядом находилось "медное море” — громадная медная чаша, наполненная водой для омовения священнослужителей.Для омовения жертвенных животных были сделаны десять умывальниц, которые стояли по краям двора. Здесь же, во дворе, находилось возвышенное место для царя. Дальше шел внешний двор, где молился народ.)
Всё Царство Израильское в течение четырнадцати дней праздновало это событие, и не было в Израиле человека, который бы не участвовал в торжестве и не принес бы в жертву хотя бы одного вола или овцы.
Ночью Господь во второй раз явился Соломону и сказал, что если сыны Израилевы будут исполнять заповеди Его, то Он дарует мир и благоденствие Царству Израильскому. Но «если... вы и сыновья ваши отступите от Меня, — предостерегал Господь, — ...то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов»[3].
Но, Соломон не ограничился только сооружением храма. Вскоре он построил для себя и своих многочисленных жен роскошный дворец, который строил 13! лет (а храм 7 лет!) Слава о мудрости Соломона и великолепии его двора распространялась по всему свету (м-ф 11/видео. Слава Соломона: 39 с. Многие приезжали послушать мудрость израильского царя и посмотреть на роскошь его дворца.)
Памятником мудрости царя является книга "Притчи Соломона». В Притчах, или иносказаниях и кратких изречениях, Соломон (м-ф 12. Царь Соломон) поучает юношество мудрости, благочестию, добродетели.
Литературные черты книги «Притчи Соломоновы» — это краткость и ясность содержания.
Конечно, не все притчи были написаны Соломоном, потому что период времени, который охватывает эта книга, примерно несколько столетий. Скорее, Соломон собирал притчи. У него было множество певцов, придворных поэтов, летописцев, которые собирали ему разные притчи, а он обрабатывал их, дополнял, придавал литературную форму; и эти произведения знали уже как притчи Соломона.
Многие притчи вошли в нашу жизнь как поговорки:
Работа в тетради: Из притчей Соломоновых:
· Всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное. · Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зло, к тому оно и приходит.
· Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным. · Сеющий неправду пожнёт беду.
· Кто напояет других, тот и сам напоен будет.
· Доброе имя лучше большого богатства.
Условным значком укажи, какая притча соответствует какой пословице:
Всё тайное становится явным.
Как аукнется, так и откликнется.
Хочешь иметь друга, будь сам другом.
Правду погубишь и сам с нею пропадёшь.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Доброму человеку весь мир свой дом.
В Книге Притчей Соломоновых читаем: «Сын мой, больше всего хранимого храни сердце твое» (Притч. 4, 23).
· Как вы думаете, от чего нам нужно хранить своё сердце? (От зла)
По учению Православной Церкви, чистота сердца приобретается постоянною памятью о том, что Господь всегда присутствует около нас, все видит, все слышит, что совершается в нашем сердце, проникает до глубочайших изгибов души. Надо всю свою жизнь, как говорит св. Иоанн Златоуст, сидеть у дверей своего сердца и беречь его от засорения. Это постоянное наблюдение за сердцем — могучее средство для удержания его от греха.
· Как вы думаете, что такое грех? (Предположения детей)
Православное понимание греха – это нарушение воли Божией, которая существует в богозданном человеке.
· В чём для человека заключается воля Божия ? (В соблюдении Заповедей Божиих)
По православному вероучению, грехом богозданный человек сам себя разрушает, вредит себе, уничтожает сам себя. Грех есть осквернение и разрушение души и тела.
Со временем, слава, богатство, роскошь, похвала ослепили Соломона, он стал забывать Единого Бога и не исполнил того, что заповедал Господь: стал брать в жены язычниц. В язычестве все усилия человека направлены на то, чтобы умилостивить божество, освободиться от наказания, искупив свои злодеяния жертвами.
В угодность своим жёнам-язычницам Соломон построил капища т. е. языческие, или идольские храмы, в которых, чтобы умилостивить языческих богов и приносились жертвы.
Под старость Соломон иногда сам стал заходил в них (м-ф 13. Царь Соломон в языческом храме).
Языческим богам приносились и человеческие жертвы. Так, языческий бог Молох (м-ф 14. Молох), отдельный храм которому построил Соломон[4], представлял собой медную статую с пустым туловищем. В ней сжигали в дар богу детей-первенцев, родители же должны были смотреть на это с радостными улыбками (м-ф 15. Поклонение Молоху). Чтобы заглушить стоны и крики приносимых в жертву детей, жрецы играли на музыкальных инструментах, пели и плясали. Молох считался божеством богатства.
Господь разгневался на Соломона и через пророка сказал ему: «За то, что ты не сохранил завета Моего...Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал». (м-ф 16/видео. Гнев Господа и раскаяние Соломона: 1мин 07 с)
После смерти Соломона царство еврейское разделилось на две части. Сыну его, Ровоаму, досталась самая малая часть, а над большею частью воцарился его подданный - Иеровоам.
Сохранилось предание, что грозные события последних лет царствования оказали сильное влияние на Соломона и вызвали в нем искреннее раскаяние в его преступлениях перед Богом и людьми. Книга Екклезиаст (Проповедник), писанная Соломоном в преклонные лета его жизни (м-ф 17. Царь Соломон - старец), ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного (м-ф 18/видео. Екклезиаст:2 мин 28 с. Соломон искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье. Эту книгу Соломон закончил словами: «Всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо»[5].)
Соломон умер после сорока лет правления и был похоронен в Иерусалиме.
[1] 3 Цар. 2 : 2-3
[2] 3 Цар. 3:5-12
[3] 3 Цар. 9:6-7
[4] 3 Царств 11.7
[5] Екклисиаст 12:14