Воскресенье, 12.05.2024, 22:40
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 2 год обучения

16 урок
Урок 16. Почему израильский народ 40 лет странствовал по пустыне. Вступление в Землю Обетованную
Задачи:
· ребёнок поймёт, что Бог обрёк израильтян на сорокалетнее странствие по пустыне потому, что в решительный момент, народ, проявив малодушие и недоверие Богу, показал полную неготовность к завоеванию Земли Обетованной;
· придёт к выводу, что израильтяне понесли справедливое и необходимое наказание: вступив через клятву в союз с Богом, израильский народ стал богоизбранным, роль которого заключалась в хранении и распространении веры в Единого Бога среди языческого мира, а потому в Землю Обетованную должно было войти новое, прошедшее школу всевозможных испытаний, обновленное и возрожденное поколение, наученное всегда и во всём по­лагаться на Бога.
№ м-ф Название медиафайлов
01/видео Исход: 1мин 18 с
02 На горе Синай
03 Скиния
04 Аарон и его сыновья
05 Облако Господне над скинией
06/видео Ковчег – впереди стана: 19 с
07/видео У границ Земли Обетованной: 25 с
08/видео Неверие израильтян: 45 с
09/видео Переход через Красное море: 2 мин 48 с
10 /видео «Нам нужен новый вождь!»: 1 мин 25 с
11/видео 40 лет за каждый день: 48 с
12/видео 40 лет – время испытаний: 56 с
13/видео Конец странствования. Иисус Навин: 1 мин
14/видео Моисей на горе Нево: 47 с
15 Прощание с Моисеем
16 Вершина горы Нево
 
     Из Египта с Моисеем вышло до шестисот тысяч человек, не считая жен и детей (м-ф 01/видео. Исход: 1 мин 18 с).
· Какое значимое событие для всего человечества произошло на 50-й день по выходе из Египта у горы Синай? (Заключение Завета)
 ·С какой целью Бог заключает Завет с израильским народом? (Ответы детей)
     Обобщение учителя. Целью Завета было выделение израильского народа из среды остального человечества, которое, забыв о Боге, впало в идолопоклонство. Став богоизбранным, израильский народ должен быть хранить и распространять знания об истинном Боге, жить по Закону, данным Богом на горе Синай (м-ф 02. На горе Синай), и готовиться к принятию рождения из среды своего народа Спасителя всего мира.
     Через Моисея Господь так сказал израильскому народу: «…если вы будете слушаться гласа Моего и со­блюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов… будете у Меня царством свя­щенников и народом святым»
 ·Подумайте, Кому принадлежала высшая власть в израильском народе? (Высшая власть сохранялась за Моисеем, но она исходила от Самого Бога, а Моисей был только посредником между Богом и народом.)
      Как Правитель или Царь Своего народа, Бог должен был иметь особое место Своего при­сутствия среди израильтян, и таким местом сделалась … (ответы детей: скиния (м-ф 03).
     Целый год стояли лагерем израильтяне у горы Синай. Наступил второй год после выхода евреев из Египта. Когда скиния была готово, и было совершено торжественное освящение её вместе с посвящением Аарона и его сыновей на священное служение (м-ф 04. Аарон и его сыновья), настало время собираться в путь.  
     Знаком, по которому израильтяне должны были собираться в путь, было Облако присутствия Господня, которое поднималось над Скинией (м-ф 05. Облако над скинией).
     Ков­чег Завета, как высшая святыня, шел впереди стана (м-ф 06/ видео. Ковчег – впереди стана: 20 с).
     За время долгой стоянки у Синая люди уже отчасти забыли о тяжестях пути в пустыне, а также о чу­десных знамениях, сопровождавших их в пути. Поэтому когда народ опять был вынужден с неимоверными усилиями продвигаться вперед по скалам и пескам, то снова посыпались упрёки в сторону Моисея. Горечь египетско­го рабства уже успела значительно изгладиться из па­мяти народа, и измученные люди вспомнили Египет, то, как они ели там мясо, рыбу, огурцы, дыни, лук, чеснок… «А ныне, - сетовали они, - душа наша изнывает; ни­чего нет, только манна в глазах наших».
     По прошествии двух лет выхода из Египта, с тяжелыми испытаниями израильтяне наконец дошли до южной границы Ханаана (м-ф 07/видео. У границ Земли Обетованной: 25 с)
     Прежде чем перейти границу и начать завоевание Земли Обетованной, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена.
     Спустя сорок дней разведчики вернулись в лагерь. Но сведения их были не утешительны. Они не отри­цали чудесного плодородия обетованной земли и в доказательство принесли на шестах огромные грозди винограда, гранаты, сочные смоквы, но вместе с тем, они так напугали рассказами о силе и исполинском росте палестинских жителей, неприступности их городов и кре­постей, что повергли весь стан в отчаяние (м-ф 08/видео. Неверие израильтян: 43 с). «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! Для чего Господь ведет нас в землю сию, - вопили они, - чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?»
     Проклятия и жалобы становились все громче и, в конце концов, завершились бурными беспорядками. Подстрекатели и смутьяны требовали смещения Моисея, выбора нового вождя и возвращения в Египет.
     Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого им надо иметь только крепкую веру в Бога, Который так чудесно вывел их из Египта.
     Надо сказать, что многими чудесами и знамениями Бог освобождал свой народ от египетского рабства. И одно из чудес – переход через Красное море. Фараон, на себе испытавший могущество истинного Бога, вынужден был отпустить израильтян, но вскоре пожалел об этом и решил вернуть их назад. Собрав войско с колесницами и всадниками, фараон отправился в погоню.     
     На третий день по выходе из Египта израильтяне подошли к Чермному (или Красному) морю и вдруг с ужасом увидели догоняющее их египетское войско во главе с самим фараоном.
· Как вы думаете, что могли сделать обременённые детьми, стариками, женщинами, и к тому же безоружные израильтяне, увидев грозное египетское войско? (Предположения детей)
     Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, израильтяне стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Моисей, ободряя народ, с крепкой верой молился Господу. И вдруг столп облачный, который указывал дорогу, передвинулся назад и стал между египтянами и израильтянами. Темной стороной он был обращён к египтянам, а светлой - к евреям. В лагере египтян стало темно, и они не могли видеть израильтян. Таким образом, облачный столп скры­л от египетского войска израильский стан, а израильтянам освещал путь. Так продолжалось целую ночь.
     В это время Моисей по повелению Божию взял жезл и простёр руку свою на море (м-ф 09/видео. Переход через Красное море: 2 мин 48 с. Господь поднял сильный восточный ветер на всю ночь, и воды расступились. Израильтяне стали переходить по сухому дну на другой берег, а вода была им стеною по правую и левую стороны .
Слыша в еврейском стане движение, египтяне погнались за израильтянами по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время народ израильский вышел на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простёр руку свою с жезлом на море, и вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников войска фараонова, и потопила египтян.)
     Дополнительный материал для учителя. Такое необычайное событие, конечно, не могло прой­ти незамеченным в тогдашнем мире, и предания о нем долго сохранялись у соседних народов. Племена к востоку от Чермного моря имеют предание, передающееся в течение веков, что однажды весь залив во время сильного отлива обнажился от воды, кото­рая стенами стояла по обеим сторонам, делая видимым дно». Жрецы Илиопольские (город Илиополь) рассказывают, что «когда царь египетский преследовал иудеев, то Моисей ударил во­ды своим жезлом и онирасступились так, что израильтя­не могли пройти как посуху. Когда же египтяне реши­лись вступить на этот опасный путь, то были ослеплены огнем с неба, море ринулось на них, и они все погибли ча­стью от молнии, частью от волн".
     Но увещевания Иисуса Навина и Халева во всём положившись на Бога, смело идти в Землю Обетованную, еще больше раздражали толпу маловеров, и они с яростью накинулись на них, собираясь побить камнями. Смельчаков спасло только то, что они спрятались во дворе Скинии. Разъяренная толпа обступила Скинию и хотела побить камнями не только Иисуса и Халева, но и своего вождя Моисея и первосвященника Аарона (м-ф 10 видео. «Нам нужен новый вождь!»: 1 мин 25 с). Наверное, возбужденная толпа не остановилась бы, если бы слава Господа в виде облака не осенила Скинию.
     Обращаясь к Моисею, Господь сказал: "Доколе будет раздражать Меня народ сей»?
· Как вы думаете, почему отчаяние, в которое впали израильтяне, оскорбило Господа? (Предположения детей)
     Народ, несмотря на все, полученные от Бога чудеса и благодеяния, высказал Ему полное недоверие. Вместо того, чтобы, во всём полагаясь на Бога, смело и мужественно идти вперед, они малодушно преда­лись отчаянию и воплю, готовые избрать нового вождя, который поведёт их обратно в Египет.  
     «Доколе, - продолжал Господь, обращаясь к Моисею, - будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его".
     С пламенной молитвой Моисей обратился к Богу о помиловании Израиля. И опять молитва вождя спасла израильтян от неминуемой гибели.
     Господь повелел Моисею сообщить народу следующее: «Скажи им: как говорили вы вслух Мне («Для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам»), так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, и Иисуса, детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели,
сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» (м-ф 11/видео. 40 лет за каждый день…: 48 с).
 · Какое наказание должен понести израильский народ?
     В течение оставшихся 38 лет израильтянам предстояло скитаться в пустыне, пока не умрёт последний из роптавших на Бога. И только тем, кому еще не исполнилось двадцать лет, кроме Иисуса Навина и Халева, только им суждено вступить во владения Земли Обетованной.
·Почему Бог вынужден был обречь израильтян на сорокалетнее странствование? (Предположения детей)
     Освобожденный Богом народ, оставался малодушным и маловерным, и потому недостоин он был Земли Обетованной. В Землю Обетованную должно войти новое поколение, которое не знало египетского рабства; поколение рожденное и воспитанное уже в суровых условиях кочевой жизни; поколение, которое воспитает Сам Господь.
·Почему это наказание не распространялось на Иисуса Навина и Халева? (За непоколебимую веру в Бога)
     В награду за непоколебимую веру в промысел Божий их ожидала высокая честь — ввести молодое поколение в Землю Обетованную.
· Как вы думаете, как старое поколение израильтян отреагировало на повеление Божие вернуться в пустыню? (Предположения детей)
     Вместо того, чтобы повиноваться Божиему повелению, зачинщики бунта, собрав большое войско, решили самовольно, без благословения Божия, предпринять завоевание Обетованной Земли.
     При первом же столкновении с амаликитянами и хананеянами израильское войско было разбито. Только после этого евреи смирились, и Моисей вновь обрел власть над своим народом.
     То, как поступили израильтяне, ещё раз показало, что они недостойны были, называясь народом Божиим, войти в Землю Обетованную. С тяжелым сердцем Моисей повёл народ обратно в пустыню.
· Подумайте, с какой целью Господь повелел Моисею вести израильский народ обратно в пустыню? (Ответы детей)
     Пустыня была школой не только физи­ческого, но и нравственного воспитания, из которой народ должен был выйти обновленным и возрожденным (м-ф 12/видео. 40 лет – время испытаний: 56 с. Эти сорок лет странствий были трудным временем для народа, временем испытаний, из которых он должен был выйти обновленным и возрожденным. Суровый климат Синайского полуострова, неудобства кочевой жизни должны были приучить иудеев в любых обстоятельствах своей жизни полагаться на Бога. Они должны были научиться ценить духовные блага – верность Богу и соблюдение Его заповедей – выше материальных. Только тогда Господь даст им в изобилии все – плодородные земли, обильные урожаи, благоденствие и мир.)
     Итак, в Землю Обетованную должно войти новое поколение, которое не знало египетского рабства; поколение, рожденное и воспитанное уже в суровых условиях кочевой жизни; поколение, которое воспитает Сам Бог. И только тем, кому еще не исполнилось двадцать лет, суждено было вступить во владения Земли Обетованной (м-ф 13/видео. Конец странствования. Иисус Навин: 1 мин. Сорокалетнее странствие подходило к концу. В пустыне родилось новое поколение иудейского народа, которому суждено было вступить в Землю Обетованную. Это поколение выросло в суровых условиях пустыни, в условиях постоянных опасностей и лишений. Оно было сильно духом и верой в единого Бога.
Их отцы, запятнавшие себя маловерием, привязанностью к земным благам умерли в пустыне и были похоронены там. Из всего многочисленного народа, вышедшего из Египта, только Иисус Навин и Халев, доказавшие свою преданность Богу, достигнут цели долгого пути. Иисус Навин станет вождем народа, и под его руководством иудеи завоюют Землю Обетованную.)
     За то, что Моисей в конце сорокалетнего странствования единожды проявил маловерие, ему также не суждено было ступить на Землю Обетованную. Но Господь с вершины горы Нево, куда Моисей по повелению Божию поднялся один, показал ему эту Землю (м-ф 14/видео. Моисей на горе Нево: 47 с).
     С вершины этой горы Моисей больше не вернулся (м-ф 15. Прощание с Моисеем). Кончина его окутана тайной (м-ф 16. Вершина горы Нево) Тело Моисея навсегда сокрыто от людей, «никто не знает места погребения его даже до сего дня», говорится в Священном Писании
 
Проверь себя, решив кроссворд:
По горизонтали: 1. Праздник, который Моисей установил по повелению Господа в память об избавлении израильского народа от египетского рабства.
2. Море, через которое перешли израильтяне, спасаясь от войска фараона.
3. Брат Моисея, чей расцветший жезл находился в Ковчеге Завета. 4. Гора, у подножия которой Бог заключил Завет с израильским народом.
По вертикали:
5. Две каменные доски, на которых Самим Господом были начертаны 10 заповедей Закона Божия.
6. Пища, которой Господь питал израильский народ после исхода из Египта во время 40-летних скитаний по пустыне.
 7. Переносной храм, образец построения которого был таинственно показан­ Моисею на горе Синай.
8. Гора, с вершины которой Господь показал Моисею всю Землю Обетованную, и с которой Моисей уже больше не вернулся.
 
Категория: 2 год обучения | Добавил: Olga (15.07.2011)
Просмотров: 1618 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.