Среда, 22.11.2017, 06:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 1 год обучения

Урок 5.

УРОК 5. Продолжение сказки «Иван – крестьянский сын». Святой Иоанн Воин


Задачи:

  • ребёнок поймёт: герой – не тот, кто не боится, а тот, кто может победить свой страх;

  • у мальчиков появится желание быть защитниками слабых;

  • девочки задумаются о высоком назначении женщины.


м-ф

Названия медиафайлов

01

Иоанн Воин

02

Совет змеих

03

Отравленный колодец

04

Яблоня

05

Ковёр

06

Иван – крестьянский сын пашет землю

07 - 16

«Земля русская»



Иван: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, О.О.! Еле-еле дождался сегодняшней встречи. Очень хочется поскорее услышать рассказ об Иоанне Воине!

Учитель: Я, как и обещала, приготовила вам рассказ о святом Иоанне Воине.

Все святые - удивительные люди, которые вели чистую, почти ангельскую жизнь, творили добрые дела, искренне любили Бога и всю свою жизнь посвятили служению Богу и людям. И даже когда их путь на земле заканчивается, к ним всё равно продолжают обращаться за помощью. Многие люди становились свидетелями чудес, совершаемых Господом по молитвам святых.

Но вернёмся к Иоанну Воину (М-ф 01. Иоанн Воин).

Святой мученик Иоанн Воин жил в 4 веке. Это было очень-очень давно.

  • В каком веке мы живём? Сколько веков прошло от того времени? Сколько лет в одном веке? А в 17 веках?

В 1700 лет может уместиться более 25 человеческих жизней, т.е. более 25 раз человеку надо родиться, прожить жизнь, состариться и умереть.

Иоанн Воин служил в императорском войске.

Иван: Ребята, подскажите кто такой император? (Царь). У нас в сказках цари бывают не очень добрые.

Учитель: Этот император был совсем не добрый, а злой. А особенно он ненавидел христиан, людей, которые любили Иисуса Христа и жили по Его заповедям. Иоанна Воина наряду с другими воинами посылали преследовать и убивать христиан. Но Иоанн Воин не убивал христиан, а тайно оказывал им большую помощь: тех, которые были схвачены, освобождал, а других предупреждал об опасности, помогал христианам бежать из темниц. Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и нуждающимся в помощи: посещал больных, утешал скорбящих.

Когда император узнал о действиях святого, то заключил его в темницу. Вскоре император сам был убит на войне и святой Иоанн вышел на свободу. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу и людям, жил в святости и чистоте. Скончался в глубокой старости. Со временем место погребения святого Иоанна было забыто. Но однажды он явился во сне одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Обретённые его мощи были положены в церкви святого Иоанна Богослова (любимый ученик Иисуса Христа) в городе Константинополе (ныне Стамбул).

Иоанн Воин - великий помощник в скорбях, т.е. бедах. По молитвам святого получают помощь и утешение обиженные и скорбящие.

Иван: О.О., а ведь чудо-юдо был и вором и убийцей! Наверное, не случайно в этой сказке герой носит имя Иоанна Воина. А ещё Иоанн – благодать Божия. Может быть, Иоанн – это дар Божий Руси, для защиты от чудо-юды?

Учитель: Я думаю, Иван оправдал имя, полученное от родителей в дар. Есть даже такая пословица: «Имя дают родители, славу добываешь сам».

Кто был послан в помощь братьям? (Старичок. Он указал им, где взять мечи булатные).

Иван: Ребята, а вы обратили внимание на то, что оружия в пещере было видимо-невидимо, не сочтёшь, но братья взяли только то, что им надо – мечи булатные, и всё!

Учитель: А о чём это говорит? (О том, что они честные: братья не посмели взять то, что им не принадлежит, т.е. чужое, они взяли только то, что им разрешили. У них отсутствует такое чувство, как жадность. Пусть они и увидели большое количество разнообразного и дорогого оружия, но у них не возникло желание завладеть им).

Иван: Ребята, а кто из вас дочитал эту сказку? (Ответы детей).

Вы знаете, я её дочитал в тот же день, а потом ещё несколько раз перечитал. Мне так полюбился Иванушка. Я очень хотел, быть героем именно этой сказки, но, к сожалению, похитник из моей сказки был не чудо-юдо, а какое-то прекрасное существо, но кто именно никак не могу вспомнить. Только давайте договоримся, кто сказку тоже уже дочитал, чур, другим ребятам не мешать, а тоже внимательно слушать. У меня к вам есть хитрый вопрос, ответить на который может лишь тот, кто внимательно слушал. О.О., читайте скорее!!!

Учитель: Иванушка, ты забыл волшебное слово сказать.

Иван: Какое волшебное слово? Никакого волшебного слова я не знаю… или забыл!

Учитель: Иванушка, это слово знают даже маленькие дети. Ребята, давайте поможем Иванушке. Какое волшебное слово надо обязательно прибавить к просьбе? (Пожалуйста).

Иван: Простите меня, О.О., конечно, я не забыл это волшебное слово, просто в спешке забыл его сказать!

Учитель: Ты куда-нибудь спешишь, Иванушка?

Иван: Я никуда не спешу, просто хочу ребятам поскорее задать вопрос, который меня мучает после того, как я дочитал сказку.

Учитель: Иванушка, послушай доброго совета, даже если ты куда - нибудь очень спешишь, не забывай говорить добрые волшебные слова.

Ребята, а какие волшебные слова вы ещё знаете? (Здравствуйте – это значит желать человеку здоровья; прощай, при расставании люди как бы просят прощения друг у друга; спасибо – это вообще удивительное слово, полное его значение – спаси Бог тебя…

Ну что, дочитываем сказку? (Во время чтения сказки ребята раскрашивают рисунок в тетрадях, урок 5).


Поутру рано Иван встал, начал одеваться, обуваться.

Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья. - Отдохнул бы после такого побоища!

Нет, - отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать - обронил там.

Охота тебе! - говорят братья. - Заедем в город — новый купишь.

Нет, мне мой нужен!

Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешёл на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо-юдовым каменным палатам. Подошёл к открытому окошку и стал слушать — не замышляют ли здесь ещё чего?

Смотрит — сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха (м-ф 02. Совет змеих). Сидят они да сговариваются.

Первая говорит:

Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперёд, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить - и с первого же глотка мёртвыми свалятся!

Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха. Вторая говорит

А я забегу вперёд и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвёт на мелкие кусочки!

- И ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.

А я, — говорит третья, - напущу на них сон да дрёму, а сама забегу вперёд и обернусь мягким ковром с шёлковыми подушкам Захотят братья полежать-отдохнуть — тут-то их и спалит огнём!

И ты хорошо придумала! - вымолвила змеиха. - Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньёй, догоню их и всех троих проглочу

Подслушал Иван - крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.

Ну что, нашёл ты свой кушак? - спрашивают братья.

Нашёл.

И стоило время на это тратить!

Стоило, братцы!

После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный! Пить хочется - терпенья нет! Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает (м-ф 03. Отравленный колодец). Говорят они Ивану:

Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьём и коней напоим!

Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван, — может, гнилая да грязная.

Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом... Тут опустился туман, жара спала, и пить не хочется.

Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, - говорит Иван.

Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали - увидели яблоню (м-ф 04. Яблоня). Висят на ней яблоки крупные да румяные. Соскочили братья с коней, хотели было яблоки рвать. А Иван забежал вперёд и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала.

Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки!

Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят - разостлан на поле ковёр узорчатый, мягкий, а на нём подушки пуховые.

- Полежим на этом ковре, отдохнём, подремлем часок! - говорят братья.

- Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает им Иван.

Рассердились на него братья:

- Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковёр бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел (м-ф 05. Ковёр).

- Вот и с вами то же было бы! — говорит Иван братьям.

Подошёл он к ковру и давай мечом ковёр да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

- Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковёр - всё это чудо - юдовы жёны были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!

Поехали братья дальше. Много ли, мало ли — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей - хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть.

Обрадовалась свинья - думала, что Ивана крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала - снова помчалась в погоню. Бежит, щетину подняла, зубищами щёлкает. Вот-вот нагонит...

Иван приказал братьям в разные стороны скакать: один направо поскакал, другой налево, а сам Иван - вперёд.

Подбежала свинья, остановилась - не знает, кого прежде догонять.

Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней сзади, поднял её да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда - юда да змеи в том краю повывелись - без страха люди жить стали. А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять (м-ф 06. Иван – крестьянский сын пашет землю).


Иван: Это что ж получается??? Все добрые сказочные герои в конце сказки обязательно получают какой-нибудь дар: невесту, волшебного коня, мудрую жену, царство, богатство… А Иван – крестьянский сын? Что он-то получил в дар?

Учитель: В одной мудрой русской народной пословице говорится «За добро Бог отплатчик», а в другой – «Все добро, да не всякому на пользу». По православному вероучению, только Господь знает, что человеку действительно полезно и необходимо.

Известно много случаев, когда человек, разбогатев, из доброго и щедрого превращается в злого и скупого; другой человек, получив власть, из тихого и скромного становится надменным и гордым. Так что, Иванушка, Господу открыто наше сердце, он видит все потаённые мысли в нём, и знает о нас то, чего подчас мы сами о себе не ведаем.

А что касается Ивана, то давай вспомним, ради чего он совершал свой подвиг? (Защищал землю русскую.)

Учитель: Что имеется в виду под словом земля русская? (В первую очередь это люди: дети, матери, жёны, сёстры, старики, а также всё, что находится на земле русской: леса и поля, реки и озёра, храмы и простые избы, каждая травинка и былинка – это всё земля русская!)

Вот тебе и ответ: то ради чего совершал свой подвиг Иван, то он и получил!

Что мы видим на рисунке в мире чудо –юдо? (Мёртвая земля: высохшие деревья, скалы…)

  • А что вы видите в нашем мире? (Живая земля: лес, птицы, зверьки, грибы, храм…)

Чудо-юдо хочет быть хозяином на нашей земле, но он злой.

  • Подумайте, что было бы с землёй нашей, если бы чудо-юдо завладел ею? (Ответы детей).

Если бы чудо-юдо завладел нашей землёй, то она стал бы такой же мёртвой, как и его царство.

  • Рассмотрите рисунок матери с детьми. Посмотрите, как дети жмутся к ней, им страшно. Для них мать – заступница и помощница во всём. Как вы думаете, а от кого мать ждёт помощи и защиты? (От защитников: мужей, сыновей).

Да, совсем не случайно мужчина наделён большей силой, чем женщина. Он – защитник женщин, детей и стариков, слабых и обиженных.

Разве это не счастье, что Иван уберёг наш мир от зла и сохранил всю красоту земли русской. (Дети рассматривая пейзажи земли русской (м-ф 07-16. Земля русская), ещё раз отмечают красоту нашей земли).

Перечитаем ещё раз конец сказки: « С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали. А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять.

  • И всё – таки Иван получил дар. Кто догадался какой? (Ответы детей…)

  • О чём нам говорят слова: «Стали они жить да поживать»?

( т.е. хорошо жить, счастливо).

Конечно, ребята, дар Ивану – счастье!

  • А что для Ивана счастье? (Ответы детей).

Для Ивана счастье – это спокойствие и счастье других людей: «Люди стали жить без страха». Иван - крестьянин и его дело пахать землю, сеять пшеницу, кормить людей. Иван вернулся к своему любимому делу.

На Руси есть обычай: после женитьбы старшие сыновья покидают родительский дом и строят свои дома, а младший сын со своей семьёй остаётся в отчем доме. Иван – младший сын и его дело заботиться о родителях.

Есть такая мудрая пословица «Счастье в нас, а не вокруг да около». А ещё народ давно подметил, что у каждого своё счастье.

Иван: О.О., а что это у вас девушка-то распоясалась?

Учитель: Это какая же из наших девушек распоясалась?

Иван: Да не в классе, а на рисунке!

Учитель: Ну, Вань, ты шутник! Я уж напугалась, думая, что какая-то из наших девочек распоясалась, т.е. бессовестно проказничает.

И. О.О., причём здесь проказы! Девушка у вас на рисунке без пояса! Девушка всегда подпоясанная была. Я и то это помню!

Учитель: А я и не заметила. Спасибо тебе, Иванушка. Ребята, надо срочно девушке пояс нарисовать.

Иван: Да, сейчас образ русской девушки изменился. И без пояса ходят, и волосы коротко стригут. А ведь коса всегда была «девичьей красой». Так и говорили « Коса – девичья краса».

Учитель: Вообще у девушки очень высокое предназначение.

Дочь – дар щедрый от Бога, который нужно отдать. Она отдана Богом отцу с матерью в учение. Её нужно научить всему, что пригодится в жизни и отдать в новый неведомый мир, в новую семью. Она станет матерью, чтобы в правде Божией воспитывать своих детей.

В далёкие времена Русь пережила страшное нашествие чужеземцев, которые пришли, чтобы огнём жечь русскую землю и убивать русский народ. Они насильно брали в жёны русских дочерей, но русские дщери и в неволе хранили Правду Божию, и передавали её не только своим детям, но и мужьям.

Сын – это будущий отец, за ним потечёт вся семья. Дочь, когда вырастет, выйдет замуж. Теперь по жизни её будет вести муж.

Муж – глава семьи, его призвание воспитать наследников и дочерей в Правде Божией. Жена – душа семьи, хранительница и тепла в доме. Если сын первый помощник отцу, то дочь – матери.

Родители целый день работали, и часто всё домашнее хозяйство оставалось на попечении девочек. Старшие дети ухаживали за младшими. С ранних лет мать обучала дочь всему, что умела сама: шить, стирать, готовить, прясть, вязать, доить коров, ухаживать за скотиной…

С давних времён в девушках ценятся такие качества как: доброта, скромность, женственность, милосердие, трудолюбие, почитание родителей и стариков.

Иван: Да, О.О., ничто не может украсить девушку, как добрые глаза, ласковая улыбка, тихий нежный голос и скромность.

Я вспомнил, что у нас девушки тоже носят сарафаны.

Учитель: Сарафан – это русская женская одежда. Это ещё раз подтверждает, что ты из русской народной сказки.


Д/з: раскрасить рисунки.


Категория: 1 год обучения | Добавил: StanislavZ (09.12.2010)
Просмотров: 479 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.