УРОК 5. Продолжение
сказки «Иван – крестьянский сын». Святой
Иоанн Воин
Задачи:
ребёнок поймёт: герой – не тот,
кто не боится, а тот, кто может победить
свой страх;
у мальчиков появится желание
быть защитниками слабых;
девочки задумаются о высоком
назначении женщины.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Иоанн Воин |
02 |
Совет змеих |
03 |
Отравленный колодец |
04 |
Яблоня |
05 |
Ковёр |
06 |
Иван – крестьянский сын
пашет землю |
07 - 16 |
«Земля русская»
|
Иван:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте,
О.О.! Еле-еле дождался сегодняшней
встречи. Очень хочется поскорее услышать
рассказ об Иоанне Воине!
Учитель: Я, как и
обещала, приготовила вам рассказ о
святом Иоанне Воине.
Все святые - удивительные люди,
которые вели чистую, почти ангельскую
жизнь, творили добрые дела, искренне
любили Бога и всю свою жизнь посвятили
служению Богу и людям. И даже когда их
путь на земле заканчивается, к ним всё
равно продолжают обращаться за помощью.
Многие люди становились свидетелями
чудес, совершаемых Господом по молитвам
святых.
Но вернёмся к Иоанну Воину
(М-ф 01. Иоанн Воин).
Святой мученик Иоанн Воин жил
в 4 веке. Это было очень-очень давно.
В 1700 лет может уместиться
более 25 человеческих жизней, т.е. более
25 раз человеку надо родиться, прожить
жизнь, состариться и умереть.
Иоанн Воин служил в императорском
войске.
Иван: Ребята,
подскажите кто такой император? (Царь).
У нас в сказках цари бывают не очень
добрые.
Учитель: Этот
император был совсем не добрый, а злой.
А особенно он ненавидел христиан, людей,
которые любили Иисуса Христа и жили по
Его заповедям. Иоанна Воина наряду с
другими воинами посылали преследовать
и убивать христиан. Но Иоанн Воин не
убивал христиан, а тайно оказывал им
большую помощь: тех, которые были
схвачены, освобождал, а других предупреждал
об опасности, помогал христианам бежать
из темниц. Святой Иоанн оказывал
милосердие не только христианам, но и
всем бедствующим и нуждающимся в помощи:
посещал больных, утешал скорбящих.
Когда император узнал о
действиях святого, то заключил его в
темницу. Вскоре император сам был убит
на войне и святой Иоанн вышел на свободу.
Всю свою жизнь он посвятил служению
Богу и людям, жил в святости и чистоте.
Скончался в глубокой старости. Со
временем место погребения святого
Иоанна было забыто. Но однажды он явился
во сне одной благочестивой женщине и
указал место своего упокоения. Обретённые
его мощи были положены в церкви святого
Иоанна Богослова (любимый ученик Иисуса
Христа) в городе Константинополе (ныне
Стамбул).
Иоанн Воин - великий помощник
в скорбях, т.е. бедах. По молитвам святого
получают помощь и утешение обиженные
и скорбящие.
Иван: О.О., а ведь
чудо-юдо был и вором и убийцей! Наверное,
не случайно в этой сказке герой носит
имя Иоанна Воина. А ещё Иоанн – благодать
Божия. Может быть, Иоанн – это дар Божий
Руси, для защиты от чудо-юды?
Учитель: Я думаю,
Иван оправдал имя, полученное от родителей
в дар. Есть даже такая пословица: «Имя
дают родители, славу добываешь сам».
Кто
был послан в помощь
братьям? (Старичок. Он
указал им, где взять мечи булатные).
Иван: Ребята, а вы
обратили внимание на то, что оружия в
пещере было видимо-невидимо, не сочтёшь,
но братья взяли только то, что им надо
– мечи булатные, и всё!
Учитель: А
о чём это
говорит? (О том, что они
честные: братья не посмели взять то, что
им не принадлежит, т.е. чужое, они взяли
только то, что им разрешили. У них
отсутствует такое чувство, как жадность.
Пусть они и увидели большое количество
разнообразного и дорогого оружия, но у
них не возникло желание завладеть им).
Иван: Ребята, а
кто из вас дочитал эту
сказку? (Ответы детей).
Вы знаете, я её дочитал
в тот же день, а потом ещё несколько раз
перечитал. Мне так полюбился Иванушка.
Я очень хотел, быть героем именно этой
сказки, но, к сожалению, похитник из моей
сказки был не чудо-юдо, а какое-то
прекрасное существо, но кто именно никак
не могу вспомнить. Только давайте
договоримся, кто сказку тоже уже дочитал,
чур, другим ребятам не мешать, а тоже
внимательно слушать. У меня к вам есть
хитрый вопрос, ответить на который может
лишь тот, кто внимательно
слушал. О.О., читайте скорее!!!
Учитель: Иванушка,
ты забыл волшебное слово сказать.
Иван: Какое
волшебное слово? Никакого волшебного
слова я не знаю… или забыл!
Учитель: Иванушка,
это слово знают даже маленькие дети.
Ребята, давайте поможем Иванушке. Какое
волшебное слово надо обязательно
прибавить к просьбе? (Пожалуйста).
Иван: Простите
меня, О.О., конечно, я не забыл это волшебное
слово, просто в спешке забыл его сказать!
Учитель: Ты
куда-нибудь спешишь, Иванушка?
Иван: Я никуда не
спешу, просто хочу ребятам поскорее
задать вопрос, который меня мучает после
того, как я дочитал сказку.
Учитель: Иванушка,
послушай доброго совета, даже если ты
куда - нибудь очень спешишь, не забывай
говорить добрые волшебные слова.
Ребята,
а какие волшебные слова вы ещё знаете?
(Здравствуйте – это значит
желать человеку здоровья; прощай, при
расставании люди как бы просят прощения
друг у друга; спасибо – это вообще
удивительное слово, полное его значение
– спаси Бог
тебя…
Ну что, дочитываем сказку? (Во
время чтения сказки ребята раскрашивают
рисунок в тетрадях, урок 5).
Поутру
рано Иван встал, начал одеваться,
обуваться.
— Куда это
ты в такую рань поднялся? - говорят
братья. - Отдохнул бы после такого
побоища!
— Нет, -
отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду
к реке Смородине свой кушак искать -
обронил там.
— Охота тебе!
- говорят братья. - Заедем в город — новый
купишь.
— Нет, мне
мой нужен!
Отправился
Иван к реке Смородине, да не кушак стал
искать, а перешёл на тот берег через
калиновый мост и прокрался незаметно
к чудо-юдовым каменным палатам. Подошёл
к открытому окошку и стал слушать — не
замышляют ли здесь ещё чего?
Смотрит —
сидят в палатах три чудо-юдовы жены да
мать, старая змеиха
(м-ф 02. Совет змеих).
Сидят они да сговариваются.
Первая
говорит:
— Отомщу я
Ивану - крестьянскому сыну за моего
мужа! Забегу вперёд, когда он с братьями
домой возвращаться будет, напущу жары,
а сама обернусь колодцем. Захотят они
воды выпить - и с первого же глотка
мёртвыми свалятся!
— Это ты
хорошо придумала! — говорит старая
змеиха. Вторая говорит
— А я забегу
вперёд и обернусь яблоней. Захотят они
по яблочку съесть — тут их и разорвёт
на мелкие кусочки!
- И ты хорошо
придумала! - говорит старая змеиха.
— А я, —
говорит третья, - напущу на них сон да
дрёму, а сама забегу вперёд и обернусь
мягким ковром с шёлковыми подушкам
Захотят братья полежать-отдохнуть —
тут-то их и спалит огнём!
— И ты хорошо
придумала! - вымолвила змеиха. - Ну, а
если вы их не сгубите, я сама обернусь
огромной свиньёй, догоню их и всех троих
проглочу
Подслушал
Иван - крестьянский сын эти речи и
вернулся к братьям.
— Ну что,
нашёл ты свой кушак? - спрашивают братья.
— Нашёл.
— И стоило
время на это тратить!
— Стоило,
братцы!
После того
собрались братья и поехали домой. Едут
они степями, едут лугами. А день такой
жаркий, такой знойный! Пить хочется -
терпенья нет! Смотрят братья - стоит
колодец, в колодце серебряный ковшик
плавает (м-ф
03. Отравленный колодец).
Говорят
они Ивану:
— Давай,
братец, остановимся, холодной водицы
попьём и коней напоим!
— Неизвестно,
какая в том колодце вода, - отвечает
Иван, — может, гнилая да грязная.
Соскочил он
с коня и принялся мечом сечь да рубить
этот колодец. Завыл колодец, заревел
дурным голосом... Тут опустился туман,
жара спала, и пить не хочется.
— Вот видите,
братцы, какая вода в колодце была, -
говорит Иван.
Поехали
они дальше. Долго ли, коротко ли ехали
- увидели яблоню (м-ф 04.
Яблоня).
Висят на ней яблоки крупные да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было
яблоки рвать. А Иван забежал вперёд и
давай яблоню мечом под самый корень
рубить. Завыла яблоня, закричала.
— Видите,
братцы, какая это яблоня? Невкусные на
ней яблочки!
Сели братья
на коней и поехали дальше. Ехали они,
ехали и сильно утомились. Смотрят -
разостлан на поле ковёр узорчатый,
мягкий, а на нём подушки пуховые.
- Полежим на
этом ковре, отдохнём, подремлем часок!
- говорят братья.
- Нет, братцы,
не мягко будет на этом ковре лежать! -
отвечает им Иван.
Рассердились
на него братья:
- Что ты за
указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ
ни словечка не сказал. Снял он свой
кушак, на ковёр бросил. Вспыхнул кушак
пламенем и сгорел (м-ф
05. Ковёр).
- Вот и с вами
то же было бы! — говорит Иван братьям.
Подошёл он
к ковру и давай мечом ковёр да подушки
на мелкие лоскутья рубить. Изрубил,
разбросал в стороны и говорит:
- Напрасно
вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и
колодец, и яблоня, и ковёр - всё это чудо
- юдовы жёны были. Хотели они нас погубить,
да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали
братья дальше. Много ли, мало ли — вдруг
небо потемнело, ветер завыл, земля
загудела: бежит за ними большущая свинья.
Разинула пасть до ушей - хочет Ивана с
братьями проглотить. Тут молодцы, не
будь дурны, вытащили из своих котомок
дорожных по пуду соли и бросили свинье
в пасть.
Обрадовалась
свинья - думала, что Ивана крестьянского
сына с братьями схватила. Остановилась
и стала жевать соль. А как распробовала
- снова помчалась в погоню. Бежит, щетину
подняла, зубищами щёлкает. Вот-вот
нагонит...
Иван
приказал братьям в разные стороны
скакать: один направо поскакал, другой
налево, а сам Иван - вперёд.
Подбежала
свинья, остановилась - не знает, кого
прежде догонять.
Пока она
раздумывала да в разные стороны мордой
вертела, Иван подскочил к ней сзади,
поднял её да со всего размаха о землю
ударил. Рассыпалась свинья прахом, а
ветер тот прах во все стороны развеял.
С тех пор все чуда - юда да змеи в том
краю повывелись - без страха люди жить
стали. А Иван - крестьянский сын с братьями
вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
они жить да поживать, поле пахать да
пшеницу сеять (м-ф 06.
Иван – крестьянский сын
пашет землю).
Иван:
Это что ж получается??? Все добрые
сказочные герои в конце сказки обязательно
получают какой-нибудь дар: невесту,
волшебного коня, мудрую жену, царство,
богатство… А Иван – крестьянский сын?
Что он-то получил в дар?
Учитель: В одной
мудрой русской народной пословице
говорится «За добро Бог отплатчик», а
в другой – «Все добро, да не всякому на
пользу». По православному вероучению,
только Господь знает, что человеку
действительно полезно и необходимо.
Известно много случаев, когда
человек, разбогатев, из доброго и щедрого
превращается в злого и скупого; другой
человек, получив власть, из тихого и
скромного становится надменным и гордым.
Так что, Иванушка, Господу открыто наше
сердце, он видит все потаённые мысли в
нём, и знает о нас то, чего подчас мы сами
о себе не ведаем.
А что касается Ивана, то давай
вспомним, ради чего он совершал свой
подвиг? (Защищал землю русскую.)
Учитель: Что
имеется в виду под словом земля русская?
(В первую очередь это люди: дети, матери,
жёны, сёстры, старики, а также всё, что
находится на земле русской: леса и поля,
реки и озёра, храмы и простые избы, каждая
травинка и былинка – это всё земля
русская!)
Вот тебе и ответ: то ради чего
совершал свой подвиг Иван, то он и
получил!
Что
мы видим на рисунке в мире
чудо –юдо? (Мёртвая земля:
высохшие деревья, скалы…)
А что вы видите в нашем мире?
(Живая земля: лес, птицы, зверьки, грибы,
храм…)
Чудо-юдо хочет быть
хозяином на нашей земле, но он злой.
Если бы чудо-юдо
завладел нашей землёй, то она стал бы
такой же мёртвой, как и его царство.
Рассмотрите рисунок матери с
детьми. Посмотрите, как дети жмутся к
ней, им страшно. Для них мать – заступница
и помощница во всём. Как вы думаете, а
от кого мать ждёт помощи и защиты? (От
защитников: мужей, сыновей).
Да, совсем не
случайно мужчина наделён большей
силой, чем женщина. Он – защитник женщин,
детей и стариков, слабых и обиженных.
Разве это не счастье, что Иван
уберёг наш мир от зла и сохранил всю
красоту земли русской. (Дети рассматривая
пейзажи земли русской (м-ф
07-16. Земля русская), ещё раз
отмечают красоту нашей земли).
Перечитаем ещё раз конец
сказки: « С тех пор все чуда-юда да змеи
в том краю повывелись – без
страха люди жить стали. А
Иван – крестьянский сын с братьями
вернулся домой к отцу, к матери. И стали
они жить да поживать, поле пахать да
пшеницу сеять.
( т.е. хорошо жить,
счастливо).
Конечно, ребята, дар Ивану –
счастье!
Для Ивана счастье –
это спокойствие и счастье других людей:
«Люди стали жить без страха». Иван -
крестьянин и его дело пахать землю,
сеять пшеницу, кормить людей. Иван
вернулся к своему любимому делу.
На Руси есть обычай: после женитьбы
старшие сыновья покидают родительский
дом и строят свои дома, а младший сын со
своей семьёй остаётся в отчем доме.
Иван – младший сын и его дело заботиться
о родителях.
Есть такая мудрая пословица
«Счастье в нас, а не вокруг да около». А
ещё народ давно подметил, что у каждого
своё счастье.
Иван: О.О., а что
это у вас девушка-то распоясалась?
Учитель: Это какая
же из наших девушек распоясалась?
Иван: Да не в
классе, а на рисунке!
Учитель: Ну, Вань,
ты шутник! Я уж напугалась, думая, что
какая-то из наших девочек распоясалась,
т.е. бессовестно проказничает.
И. О.О., причём
здесь проказы! Девушка у вас на рисунке
без пояса! Девушка всегда подпоясанная
была. Я и то это помню!
Учитель: А я и не
заметила. Спасибо
тебе, Иванушка. Ребята, надо срочно
девушке пояс нарисовать.
Иван: Да, сейчас
образ русской девушки изменился. И без
пояса ходят, и волосы коротко стригут.
А ведь коса всегда была «девичьей
красой». Так и говорили « Коса – девичья
краса».
Учитель: Вообще
у девушки очень высокое предназначение.
Дочь – дар щедрый от Бога,
который нужно отдать. Она отдана Богом
отцу с матерью в учение. Её нужно научить
всему, что пригодится в жизни и отдать
в новый неведомый мир, в новую семью.
Она станет матерью, чтобы в правде Божией
воспитывать своих детей.
В далёкие времена Русь пережила
страшное нашествие чужеземцев, которые
пришли, чтобы огнём жечь русскую землю
и убивать русский народ. Они насильно
брали в жёны русских дочерей, но русские
дщери и в неволе хранили Правду Божию,
и передавали её не только своим детям,
но и мужьям.
Сын – это будущий отец, за ним
потечёт вся семья. Дочь, когда вырастет,
выйдет замуж. Теперь по жизни её будет
вести муж.
Муж – глава семьи, его призвание
воспитать наследников и дочерей в Правде
Божией. Жена – душа семьи, хранительница
и тепла в доме. Если сын первый помощник
отцу, то дочь – матери.
Родители целый день работали,
и часто всё домашнее хозяйство оставалось
на попечении девочек. Старшие дети
ухаживали за младшими. С ранних лет мать
обучала дочь всему, что умела сама: шить,
стирать, готовить, прясть, вязать, доить
коров, ухаживать за скотиной…
С давних времён в девушках
ценятся такие качества как: доброта,
скромность, женственность, милосердие,
трудолюбие, почитание родителей и
стариков.
Иван: Да, О.О., ничто
не может украсить девушку, как добрые
глаза, ласковая улыбка, тихий нежный
голос и скромность.
Я вспомнил, что у нас девушки
тоже носят сарафаны.
Учитель: Сарафан
– это русская женская
одежда. Это ещё раз подтверждает, что
ты из русской народной сказки.
Д/з: раскрасить рисунки.
|