Четверг, 28.03.2024, 17:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 1 год обучения

Урок 4.
УРОК 4. Сказка « Иван – крестьянский сын».

Имя – бесценный дар. Именины.

Задачи:

- ребёнок познакомится с понятием «святые»; узнает, что такое святцы и поймёт, почему православные христиане при выборе имени их используют.

- поймёт, что многие люди носят имена святых, и осмыслит, что имя - это бесценный дар человеку.

- у ребёнка появится желание быть достойным имени своего святого покровителя.


м-ф

Названия медиафайлов

01

Иоанн Воин

02

Название сказки

03

Братья прощаются с родителями

04

Братья выбрали себе мечи

05

К избушке

06

К реке Смородине…

07

Старший брат спит в карауле…

08

1-й бой Ивана с шестиголовым чудо-юдо

09

Средний брат спит в карауле…

10

2-й бой Ивана

11

Иван – защитник земли русской

12

Двенадцатиголовое чудо-юдо

13

3-й бой Ивана

14

Братья бегут на помощь

15

Конь Ивана

16

Иван срубает головы чудо-юдо



Иван: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Учитель: Иванушка, ты сегодня прямо как настоящий учитель! Молодец! Не только запомнил мой добрый совет, но и применил его в жизни.

Иван: Я вот всё о чём думаю, О.О., наверное, Иванушка - любимый герой русских народных сказок потому, что он всегда старается выполнять наказы и заветы старших.

Учитель: Ты, знаешь, Иванушка, в каждом имени скрыт свой смысл. Например, твоё имя Иван обозначает «благодать Божия», а Василиса – значит «царственная».

На нашей планете имена даются разными способами:

Например, человек должен заслужить себе имя сам.

У индейцев, если ребёнок захочет, чтобы его назвали, допустим,

«благородное сердце», то он должен развивать в себе соответствующие черты характера: доброту, порядочность, мужественность, благородство, милосердие… Когда его соплеменники увидят, что он соответствует этому имени, тогда ему его и дадут. А до этого он для всех будет просто ребёнок, без имени.

Или, ребёнок получает имя от рождения в дар, как бы авансом, и он должен это имя не посрамить.

Когда 1000 лет назад русский народ принял святое крещение, то детям

стали давать имена в честь и память православных святых. Есть имена, такие как Вера, Надежда, Любовь, они говорят сами за себя, их смысл нам сразу понятен и ясен. Но есть и другие имена, иноземного происхождения, чтобы узнать, что они обозначают, надо посмотреть перевод.

Например, Александр – греческое имя и обозначает «мужественный защитник людей», Илья – еврейское имя, означает «крепость Господня», Константин – латинское имя, значит «постоянный », Кирилл – персидское имя, означает « солнечный», а Евгения – по-гречески « благородная».

Выбор имени ребёнку - важное событие для семьи. Какое имя ему дать? Как это сделать правильно?

Раньше, при выборе имени, родители обязательно смотрели в святцы, в которых есть перевод имён иноземного происхождения, принадлежащих православным святым. В святцах имена православных святых расположены по месяцам и дням года (Папка «Святцы»).

Святые - это люди, которые своей чистой жизнью, своими трудами, добрыми делами, искренней любовью к Богу и к людям получают особую благодать Божию. По православному вероучению, душа человека бессмертна, и после телесной смерти святые удостаиваются особого прославления в духовном (ангельском) мире, и, стоя перед Престолом Божиим, постоянно молятся за нас. Родители смотрели в святцы и находили там имя святого, которое значится в день рождения младенца или в ближайшие за ним дни и этим именем называли младенца.

Иван: И сейчас тоже используют святцы при выборе имени ребёнку?

Учитель: Некоторые родители обращаются к святцам, а некоторые выбирают имя кого-то из родных. Мальчику, например, могут дать имя дедушки, а девочке – имя бабушки. Во многих семьях есть родовые имена, они передаются из поколения в поколение. А некоторые родители именуют своих детей в честь героев, воинов, мудрецов. Бывает, что младенца нарекают именем человека, сотворившего для семьи доброе дело.

По решению родителей младенец может быть крещён. Его имя оглашает священник. Бывает так, что родители дали человеку одно имя, а при крещении он получит другое. Например, Оксана при крещении получит имя Ксения, Антон – Антоний, Светлана – Фотиния, а Иван – Иоанн, потому что при крещении человек нарекается именем святого.

Как бы ни происходил выбор имени, человек должен знать, что наречён именем святого. Издавна живёт вера в то, что этот святой – его покровитель и заступник на всю жизнь. Очень хорошо, когда мы знаем день памяти своего святого, ведь в этот день у человека именины.

Я, например, названа в честь святой Ольги, и мои именины – 24 июля. Именины бывают раз в году. Раньше люди отмечали только именины и обязательно ходили в храм на службу и заказывали молебен своему святому.

Иван: А что такое молебен?

Учитель: Это особая служба, в которой человек через священника благодарит святого и просит дальнейшей помощи в добрых делах.

Иван: А сейчас люди в день именин уже не ходят в храм?

Учитель: Почему? Очень многие люди и сейчас в день своих именин обязательно ходят в храм на службу, и обязательно заказывают молебен святому, имя которого носят.

Иван: О.О., расскажите, пожалуйста, кто такой святой Иоанн?

Учитель: Иванушка, святых с именем Иоанн в русских святцах – 68! На следующем уроке я обязательно расскажу об одном из них - Иоанне Воине, защитнике бедных и обиженных людей (м-ф 01. Иоанн Воин/икона).

Сегодня мы как раз начнём слушать сказку «Иван – крестьянский сын», герой этой сказки очень напоминает Иоанна Воина.


Откройте в тетрадях урок 4 и запишите название сказки (м-ф 02. Название сказки):


ИВАН - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка.

Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города - сёла огнём спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:

Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдём мы на чудо - юдо, будем с ним биться на смерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он ещё очень молод, чтоб на бой идти.

Нет, - говорит Иванушка, не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать (м-ф 03. Братья прощаются с родителями).

Снарядили они всех троих сыновей в путь- дорогу. Взяли братья дубины тяжёлые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

Долго ли, коротко ли ехали - встречается им старый человек:

Здорово, добрые молодцы!

Здравствуй, дедушка!

Куда путь держите?

Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать!

Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.

А где же их достать, дедушка?

А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, всё прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе — пещера глубокая. Вход в неё большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдёте там мечи булатные.

Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят — стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого — и не сочтёшь! Выбрали они себе по мечу (м-ф 04. Братья выбрали себе мечи) и поехали дальше.

- Спасибо, — говорят, — прохожему человеку. С мечами-то нам куда

сподручнее биться будет!

Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят — кругом ни одной живой души нет. Всё повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка (м-ф 05. К избушке). Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.

Здравствуй, бабушка! - говорят братья.

Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?

Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на родную землю не допустить.

Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь и уцелела...

Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу (м-ф 06. К реке Смородине…).

Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. Лежат по всему берегу мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие...

Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

Ну, братцы, — говорит Иван, — заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить.

В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошёл он по берегу, посмотрел за реку Смородину - всё тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лёг старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко (м-ф 07. Старший брат спит в карауле…).

А Иван лежит в избушке — не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.

Смотрит — под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился.

Говорит чудо- юдо шестиголовое:

- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, чёрный ворон, встрепенулся? Почему ты, чёрный пес, ощетинился? Или вы чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!

Вышел тут Иван — крестьянский сын из-под моста (м-ф 08. 1-й бой Ивана с шестиголовым чудо-юдо) и говорит:

Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола — рано перья щипать! Не узнал доброго молодца — нечего срамить его! Давай-ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалит.

Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела. Чуду-юду не посчастливилось: Иван — крестьянский сын с одного взмаху сшиб ему три головы.

Стой, Иван — крестьянский сын! — кричит чудо-юдо. — Дай мне передохнуть!

Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились. Иван — крестьянский сын отрубил чуду- юду и последние три головы. После того рассёк туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улёгся.

Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:

Ну что, не видал ли чего?

Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!

Иван ему ни словечка на это не сказал.

На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул (м-ф 09 Средний брат спит в карауле…).

Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошёл к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.

  • Чем Иван отличается от своих старших братьев?


Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - подъезжает чудо- юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал - конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился... Чудо-юдо коня плёткой по бокам, ворона по перьям, пса — по ушам!

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, чёрный ворон, встрепенулся? Почему ты, чёрный пёс, ощетинился? Или чуете вы, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

Выскочил Иван — крестьянский сын из-под калинового моста (м-ф 10. Второй бой Ивана):

Погоди, чудо- юдо, не хвались, прежде за дело примись! Ещё посмотрим, чья возьмёт!

Как взмахнул Иван своим булатным мечом раз-другой, так и снёс у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил — по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван — крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассёк туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лёг и заснул, будто ничего не случилось.

Утром приходит средний брат.

Ну что, — спрашивает Иван, — не видал ли ты за ночь чего?

Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.

Ну, коли так, пойдёмте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу.

Привёл Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы.

Вот, - говорит, - какие здесь по ночам мухи да комары летают! А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!

Застыдились братья.

Сон, - говорят, - повалил...

  • Что можно сказать о братьях Ивана? Какие они?


На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван (м-ф 11. Иван – защитник земли русской).

Я, - говорит, - на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист — выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

Пришёл Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.

Только пошло время за полночь, сырая земля воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо - юдо двенадцатиголовое (м-ф 12. Двенадцатиголовое чудо-юдо). Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнём-пламенем пышут. Конь у чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калиновый мост - конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, чёрный пёс позади ощетинился. Чудо-юдо коня плёткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!

Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, чёрный ворон, встрепенулся? Почему, чёрный пёс, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну — и праху его не останется!

Вышел тут из - под калинового моста Иван — крестьянский сын:

Погоди, чудо- юдо, хвалиться: как бы тебе не осрамиться!

А, так это ты, Иван — крестьянский сын? Зачем пришёл сюда?

На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!

Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!

Отвечает Иван - крестьянский сын чуду - юду:

Пришёл я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришёл я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо - юдо под хватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тот час все головы приросли, будто и с плеч не падали.

Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнём его жжёт-палит (м-ф 13. 3-й бой Ивана), искрами его осыпает, по колени в сырую землю вгоняет... А сам посмеивается:

Не хочешь ли отдохнуть, Иван — крестьянский сын?

- Что за отдых? По-нашему - бей, руби, себя не береги? — говорит Иван.

Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стёкла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.

Собрался Иван с силами, размахнулся ещё раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — и опять все головы на месте. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.

Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья всё спят, ничего не слышат.

В третий раз размахнулся Иван крестьянский сын, срубил чуду-юду девять голов. Чудо - юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи...

Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по брёвнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат - Иванов конь громко ржёт да с цепей рвётся. Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами побежали (м-ф 14. Братья бегут на помощь).

Иванов конь прискакал, стал бить чудо-юдо копытами (м-ф 15. Конь Ивана). Засвистел чудо-юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.

А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсёк чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы (м-ф 16. Иван срубает головы чудо-юдо). Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассёк и побросал в реку Смородину.

Почему Иван оказался на краю гибели? Что сказка помогает нам понять? (Беспечность и лень приводят к беде).

Прибегают тут братья.

Эх вы! — говорит Иван. — Из-за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!

Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.


После прочтения:

Учитель: Иванушка, скажи нам скорее, не ты ли герой этой сказки?

Иван: Наверное, нет, О.О. Иван – крестьянский сын такой смелый и мужественный! А мне, честно скажу, было немного страшно, когда вы читали о самом последнем бое Ивана с 12 - головым чудо-юдо.

Учитель: А ты думаешь, Ивану было не страшно? Герой – это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто может победить свой страх!

Русский народ даже такую пословицу сложил: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт».

Категория: 1 год обучения | Добавил: StanislavZ (09.12.2010)
Просмотров: 2257 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.