Суббота, 21.10.2017, 04:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 1 год обучения

Урок 22.

Урок 22. Ной. Ковчег. Потоп. Буква Ять


Задачи:

  • ребёнок узнает, что зло обладает притягательной силой и распространяется очень легко;

  • задумается о том, что человеку дана свобода воли, власть над своими чувствами и желаниями и что нужно научиться управлять ими;

  • поймёт, что нужно уметь отличать добро от зла, что добро есть следование нравственным (Божественным) заповедям и захочет свой выбор делать в сторону добра;

  • узнает, что, по православному вероучению, душа человека бессмертна, и во время потопа людям была дана ещё одна возможность выбора добра или зла, раскаяния или озлобления;

  • получит представление об истории человечества до потопа и о том, что она дошла до нас при помощи древнейшей письменности – шумерийской клинописи.


м-ф

Названия медиафайлов

01/видео

Праведный Ной: 1 мин 40 с

02

Праведный Ной

03/видео

Решение Бога очистить землю водою: 41 с

04/видео

Ной начинает строить ковчег: 26 с

05

Проповедь Ноя

06/видео

Посадка в ковчег: 38 с

07/видео

Шествие зверей в ковчег: 21 с

08/видео

Начало потопа: 33 с

09

Потоп

10/видео

Потоп: 21 с

11

Араратские горы

12/видео

Коней потопа: 30 с

13/видео

Ной выходит из ковчега: 1 мин 32 с

14/видео

Жертвенник. Радуга: 1 мин 19 с



I. Старославянская азбука. Урок 12


II. От детей Адама и Евы род человеческий быстро умножился. Люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди, которые старались жить и во всём поступать по воле Божией, а от Каина нечестивые и злые.

  • Как вы думаете, почему в Библии потомки Сифа называются «сыны Божии», а потомки Каина – «сыны человеческие»1? (Потомки Сифа исполняли не свою волю, а Божию, а потомки Каина, наоборот, не Божию волю, а свою, человеческую; а воля человеческая была уже повреждена злом).

Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но потом стали брать себе в жёны дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худые злые обычаи, и начали забывать истинного Бога.

Не так много времени прошло со дня смерти Адама, а нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа – праведный Ной со своим семейством (м-ф 01/видео. Праведный Ной: 1мин 40 с).

  • Как вы думаете, каких людей можно назвать праведными?

Праведными называют людей, которые живут так, как заповедал Господь, и своё сердце направляют к любви и добру.

Ной (м-ф 02. Праведный Ной) прожил 950 лет, он был последний из людей, кто достиг такой глубокой старости. После него силы человеческие стали ослабевать, и люди могли доживать только до 400 лет2.

Видя великое зло, которое люди творили на земле, Бог дал людям на исправление 120 лет 3. Но люди не только не исправились, но стали ещё хуже.

Тогда Господь определил очистить землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего умножения людей.

Он велел Ною построить ковчег (большой корабль), войти в него со своим семейством: Ной с женой и три его сына – Сим, Хам и Иафет, с жёнами, всего 8 человек. Также взять с собою всяких птиц и животных земных, которые не могут жить в воде; чистых (то есть тех которых можно употреблять в жертву и в пищу) – по семи пар, а нечистых – по две пары, чтобы они снова могли размножаться после потопа; и запас пищи для себя и для животных (м-ф 03/видео. Решение Бога очистить землю водою: 41 с).

  • Откройте тетради и прочитайте, как об этом говорится в Библии.

«И воззрел Бог на землю,- и вот она растлена, ибо всякая плоть извратила свой путь на земле. И раскаялся Господь, что создал человека на земле… пусть будут дни их 120 лет.

Ной же обрёл благодать пред очами Господа.

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю из с лица земли… наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть…

Сделай себе ковчег из дерева гофер… и устрой в нём нижнее, второе и третье жильё. …и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых: мужского пола и женского…возьми себе всякой пищи…

И сделал Ной всё, как повелел ему Бог»4 ( м-ф 04/видео. Ной начинает строить ковчег: 26 с)

  • Читаем: «И воззрел Бог на землю». Можно подумать, что какое-то время Бог «не взирал» на землю и не видел, как жили люди. А вы как думаете?

(В ходе рассуждения подвести детей к мысли, что «воззрел» в смысле принял решение положить конец злодеяниям на земле.)

  • Что вы понимаете под « всякой плотью»? Что такое плоть? (Плоть- это тело).

  • Кто обладает плотью? ( Люди и животные).

Ребята, обратите внимание, что и нечестивых людей и животных Господь назвал одним словом «плоть». Почему?

  • Для этого надо вспомнить по Чьему образу сотворён человек? (По образу и подобию Божию).

  • В чём заключается образ и подобие Божие? (Бог господствует над видимым и невидимым миром, человек создан для господства над всею землёю5, человек наделён разумом, словом, свободой выбора, способностью любить и творить добро).

  • Можно ли сказать, что человек, который творит зло, является образом Божиим? Почему?

На прошлом занятии мы читали слова Господа, обращённые к Каину. Давайте перечитаем их: « … если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним».

  • Какая главная мысль в этой фразе? (После грехопадения грех влечёт человека к себе, но Человеку дано господство над грехом, т.е. человек может и должен управлять своими мыслями, чувствами, желаниями, страстями.)

  • Как Бог, по православному вероучению, помогает человеку справиться со своими желаниями и страстями. (Каждый день Бог говорит с человеком голосом совести, советует как поступить в той или иной ситуации. Но, человек должен быть всегда начеку, т.к. мы можем принять советы падшего ангела – беса. Чтобы не спутать эти два голоса, прежде чем принять решение, человек должен дать себе ответ: добро или зло он будет творить).

  • Как отличить добро от зла? (Добро – это то, что угодно Богу: любить друг друга, не обижать друг друга, помогать друг другу, не завидовать, не гневаться, не брать чужого, не обманывать… Зло – это то, что угодно падшему ангелу – ненависть, брань, зависть, гордыня, ложь, воровство, обиды…)

Человек должен помнить: у него дар свободы выбора, Бог только советует, как поступить, решение принимает сам человек.

Православная Церковь учит: человек даст ответ за свои дела перед Богом. За злые поступки человек понесёт наказание, добро будет вознаграждено. Есть даже такая пословица: « За добро Бог отплатчик».

  • «И воззрел Бог на землю, - и вот она растлена6», что вы понимаете под землёю? (Подвести к понятию, что не сама земля была растлена, а те, кто живёт на ней).

  • Как понимаете слово «растлена»? (На земле творились беззакония, зло в великом множестве. Вся земля была наполнена злом.)

Человек сотворен по образу и подобию Божьему. Перед самым потопом люди настолько укоренились во зле и исказили в себе образ Божий, что недостойны были и самого имени «человек», потому и назвал их Господь не людьми, а плотью и землёю7.

  • Давайте подумаем, а как животные могли «извратить свой путь на земле»?

Для этого нам надо «вернуться» в 6-й день творения. Бог покорил человеку животных, но после грехопадения, человек потерял господство над животными, более того звери стали нападать на людей.

  • Но Бог не полностью отнял власть человека над животными. Подумайте, в чём выражается милосердие Божие к людям? (У человека осталось господство над домашними животными, без которых людям не выжить).

Ною было 500 лет, когда он начал строить ковчег, а потоп начался, когда Ною было уже 600 лет.

  • Кто может сказать, сколько лет Ной строил ковчег?

  • Как вы думаете, за те 100 лет, пока Ной строил ковчег, люди интересовались, зачем он это делает?

Конечно, на протяжении 100 лет Ной говорил людям, что если они не одумаются и не прекратят творить зло, Господь их истребит с лица земли (м-ф 05. Проповедь Ноя). Бог дал людям такую долговременную отсрочку наказания для исправления8.

За 7 дней до начала потопа, Бог повелел Ною войти со своим семейством и с животными в ковчег (м-ф 06: Посадка в ковчег: 38 с).

7 дней продолжалась «посадка» пассажиров в ковчег.

  • Как вы думаете, мог Ной сам собрать в ковчег всех животных: и зверей, и змей, и птиц поднебесных? (Нет, животные сами шли по повелению Божию).

Давайте представим это грандиозное шествие всех животных в ковчег (м-ф 07/видео. Шествие зверей: 21 с).

  • Могло ли оно остаться незамеченным для людей?

Если бы люди одумались и захотели искренне покаяться, то отвратили бы от себя бедствие потопа. Но даже это необычное явление не вразумило людей.

И тогда… читаем дальше: «Во 2-й месяц в 17-й день вошёл Ной и все звери по роду их в ковчег. И затворил Господь за ними. И разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился дождь на землю 40 дней и 40 ночей9» (м-ф 08/видео. Начало потопа: 33 с).

  • Сколько дней и ночей лил дождь?

            • Как вы думаете, мог Бог за один день или даже за одно мгновение навести потоп?
            • Почему он этого не сделал?

До самого последнего момента Бог желал, чтобы люди своё сердце от зла обратили к добру. Человек, не единожды предупреждённый о надвигающейся катастрофе, имел возможность даже перед самым потопом избегнуть наказания. Но люди не обратили своё сердце к Богу, и от погибели спасся только праведный Ной с семьей (м-ф 09. Потоп).

Бог так долго терпел беззаконие людское ещё и потому, чтобы никто из потомков Ноя не мог упрекнуть Его в немилосердии. 120 лет, которые Господь дал людям для исправления, ясно показали, что люди и не думали исправляться, и что Господь справедливо навёл на род человеческий такое наказание10.

Через 40 дней вода покрыла всю землю и потопила всех людей и животных, и никто уже не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге (м-ф 10/видео. Потоп: 21 с).

Как говорит Библия, вода на земле усиливалась 150 дней (5 месяцев)11. После 150 дней вода стала постепенно убывать12.

На 7-м месяце ковчег остановился на горах Араратских (м-ф 11. Араратские горы). В 1-й день 10-го месяца показались вершины всех гор13. И только к концу года вода вошла в свои вместилища.

Целый год Ной с семьёй и с животными провёл в ковчеге14 (м-ф 12/видео. Конец потопа: 30 с).

Но как Ною узнать, что поверхность земли уже обсохла, и можно самому выходить и выпускать всех животных, ведь он находится на вершине высокой горы?

  • Как же Ной поступил? (Предположения детей).

Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли. Ворон улетел и прилетел обратно.

  • Как вы думаете, почему ворон обратно прилетел? (Ворон питается

падалью, и если бы уже показалась земля с останками животных, он бы нашёл себе пищу).

Потом Ной выпустил голубя, который возвратился обратно в ковчег, т.к. и он не смог найти себе пристанища, потому что поверхность земли была ещё покрыта водою. Подождав ещё 7 дней, Ной снова выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли. Но раз голубь вернулся, значит, земля ещё не обсохла до конца. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла.

Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всей своей семьей и выпустил всех животных, бывших с ним (м-ф13/видео. Ной выходит из ковчега: 1 мин 32 с).

И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц.

Бог принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и дал обетование, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею…и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти…15» В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании (м-ф 14/видео. Жертвенник. Радуга: 1 мин 19 с ).

При внуках и правнуках Ноя появилась древнейшая шумерийская клинопись. Клинопись – это письмена из чёрточек в форме клиньев, самая первая письменность на Земле. Согласно ей, Ной родился через 126 лет после смерти Адама. Адам беседовал с дедом Ноя Мафусалом, и тот из уст Адама услышал историю о сотворении мира, о жизни в раю, об общении с Богом, о грехопадении, о том, что Бог обещал послать Спасителя. Дед Мафусал передал это Ною, Ной - своим потомкам, а те уже всё это записали при помощи клинописи. Вот так до нас дошла древнейшая история человечества16.

  • Чему нас учит эта история? (У человека есть два пути: к добру и ко злу. Право выбора остаётся за человеком. Выбирая между добром и злом, человек должен помнить, что зло рано или поздно будет наказано, а добро вознаграждено. Зло – это дорога в погибель, добро –путь к спасению.)

1 Толковая Библия Лопухина. Электронная библиотечка на диске, с. 76: « …под "сынами Божьими” следует разуметь благочестивых "сифитов.” На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетически­ми трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).

Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название "сынов Божиих” в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26; Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3:26 и др.) нередко прилагается к благочестивым людям. Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми. Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 6 гл., где (ст. 26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его "сынами Божиими.”


2 С. Слабодской, с. 113

3 Толковая Библия Лопухина. Электронная библиотечка на диске, с. 77: "пусть будут дни их сто двадцать лет...(Бытие 6-3) Этих слов нельзя понимать в смысле сокращения человеческой жизни до пределов ста двадцати лет (как понимал И. Флавий, Древности 1,3,2), так как достоверно известно, что еще долгое время и после потопа человечество жило больше 120 лет, достигая иногда до 500, а сле­дует в них видеть срок, назначенный Богом для покаяния и исправления людей, в течение которого праведный Ной пророчествовал о потопе и делал соответствую­щие к нему приготовления (1 Пет. 3:20).




4 Бытие 6:12-22

5 Бытие 1-28

6Бытие 6-12

7 Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, т.1, стр. 229

8 Иоанн Златоуст., т.1, стр. 231

9 Бытие 7:11-12

10 Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия, т.1, стр. 237

11 Бытие 7-24

12 Бытие 8-3

13 Бытие 8:4-5

14 Иоанн Златоуст, т.1, стр. 248

15 Бытие 9:13,15

16 С. Ляшевский. Библия и наука. Часть IV.Первое богослужение на Земле. (Интернет – электронная библиотека Благовещение – http://www.wco.ru/biblio/)

Категория: 1 год обучения | Добавил: StanislavZ (16.12.2010)
Просмотров: 686 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.