Урок
15. День четвёртый: солнце, луна, звёзды.
Буквы
Людие, Мыслете, Нашъ, Онъ, Покой
Задачи:
дети узнают, что
согласно Библии, солнце, луна и звёзды
появились только в 4-й день творения;
поймут, что Земля
делает оборот вокруг Солнца за год, и
за счёт чего на Земле происходит смена
времён года;
у детей появится
интерес к народным приметам;
ребёнок овладеет
понятием пунктуальность и захочет быть
пунктуальным.
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Небеса |
02 |
Растительность |
03/видео |
И сказал Бог… (26 с) |
04/видео |
4-й день творения (35 с) |
05 |
Звезды |
06/видео |
Светильники на тверди небесной
(1 мин 04 с) |
07/видео |
Знамения (51 с) |
08 |
Звёздная карта |
09 |
Созвездия Малая и Большая
Медведицы |
10 |
Полярная звезда |
11 – 15 |
Луна |
16 |
Лунные четверти |
17 |
Лунный месяц. Фазы луны |
I.
Старославянская азбука. Работа по уроку
5.
II.
Откроем
нашу табличку и вспомним, что говорится
в Библии о том, что было в начале и о
первом дне творения?
Что
в начале сотворил Бог? (Небо
и землю).
Что имеется в
виду под небом? (Духовный,
ангельский
мир).
Что имеется в
виду под землей? (Первоначальное
вещество, воды, из которого Бог потом
образовал видимый мир, нашу Вселенную).
Что дальше
говорится в Библии о земле? (Земля
же была безвидна и пуста, и тьма над
бездною, и Дух Божий носился над водами».
Что значит
«тьма над бездною?» (Кругом
во всей Вселенной была тьма, света ещё
не было).
Как понимаете:
«…и Дух Божий носился над водами»? (Дух
Божий обнимал и согревал собою все
первозданное вещество, как птица,
которая распростёртыми крыльями
обнимает и согревает своих птенцов).
Итак,
в начале Бог сотворил первоначальное
вещество, из которого потом образовал
нашу Вселенную, Дух Божий согревал это
вещество.
Расскажите о
первом дне творения.
(И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И назвал Бог свет днём, а тьму ночью).
Расскажите о
втором дне творения.
(В Библии говорится, что во второй день
Бог создал твердь – небеса, воздушный
океан (м-ф
01. Небеса).
На прошлом
занятии мы с вами говорили о том, что
происходило в третий день творения.
Откройте, пожалуйста, ваши рисунки и
расскажите об этом. (Библия
говорит о том, что первое повеление Бог
дал воде: собраться в одно место, и
появились моря и суша (земля). Второе
повеление Бог дал земле: произрастить
зелень, и появилось великое множество
разнообразных трав, цветов, деревьев
(м-ф 2.
Растительность).
Зарисуем третий
день творения в нашу табличку.
Рисуем
землю – круг; землю обвели ещё одним
кругом большего
размера. Что это? (
Твердь - воздушный океан). В
круге – земле нарисовали сушу. Теперь
будем раскрашивать: твердь – голубым
цветом; моря – синим цветом; суша –
зеленым.
Сегодня мы узнаем, что
происходило с водами, которые остались
над твердью, в четвертый день творения.
Итак,
начнём. Открыли рабочие тетради. Я буду
читать, а вы внимательно следите за
мной.
«И сказал Бог:
да будут светила на тверди небесной,
для освещения земли, и для отделения
дня от ночи, и для знамений, и времён, и
дней, и годов. И стало так. И создал Бог
два светила великие: светило большее
для управления днём, и светило меньшее,
для управления ночью, и звёзды; и поставил
их Бог на тверди небесной… И увидел
Бог, что это хорошо. И был вечер, и было
утро: день четвёртый (м-ф
03/видео.
И сказал Бог: 26 с».
1 день:
свет;
2 день: твердь
(небеса, воздушный океан);
3 день: моря-суша
и растительность;
4 день: …
(солнце,
луна, звёзды м-ф 04/видео. 4-й день творения:
35 с).
Действительно,
этого не могут сделать даже учёные со
всеми своими умными приборами. А вот
Библия говорит, что «Господь исчисляет
количество звёзд; всех их называет по
именам»
и что «главная задача звёзд – светить
на землю» (м-ф
06/видео.
Светильники
на тверди небесной: 1 мин 04 с).
Нашему
солнцу было бы не справиться с такой
задачей. Впервые дни творения нужен
более мощный источник тепла и света,
такой как первозданный свет. Температура
первозданного света 1-го дня творения
достигала 15 тысяч градусов,
а температура солнца только 6 тысяч
градусов!
Как
понимаете слово « знамение»?
(Знак,
предзнаменование).
Как вы думаете,
какие знаки могут подавать нам солнце,
луна и звёзды? (
Предположения детей. М-ф
07/видео. Знамения: 51 с)
Народ
с древности наблюдает за небесными
светилами и составляет свои народные
приметы, из которых можно многое узнать,
например, если солнце окружают, так
называемые, венцы – жди сильных ветров
или даже жестокой бури; если луна
представляется с толстыми рогами и
красноватою, жди сильных дождей. Если
зимой звёзды по небу рассыпались, сияют
ярко – жди больших морозов. По состоянию
небесных светил ориентируются земледельцы:
когда пахать, когда семена сеять, когда
урожай собирать. Много могут рассказать
небесные светила наблюдательным людям.
А звёзды –
путеводители в морях. Мореплаватели
даже составили звёздные карты, по которым
прокладывают морские пути (в\ф
08. Звёздная карта). -
Ребята, в
ваших тетрадях изображён корабль,
который двигается, ориентируясь по
звёздам. На небе мы видим изображение
созвездия Малая Медведица (м-ф
09. Созвездия «Большая и Малая Медведицы»),
наиболее яркие звёзды которого образуют
фигуру, похожую на ковш. Крайняя звезда
ручки ковша – это Полярная звезда,
она,
как компас, указывает направление
точно на север.
Полярная звезда видна почти на самом
северном полюсе неба и потому служит
исходным пунктом ориентировки на
звездных картах (м-ф
-
10.
Полярная звезда).
И
если мореплаватели заблудятся в
бескрайнем океане, то, найдя на звёздном
небе созвездие Малой Медведицы, они
быстро определят, где север, где юг и в
какой стороне находится их дом.
Дома раскрасьте
этот рисунок.
Человечество
ведет времяисчисление. Вся история
Земли записана во времени. Если мы
говорим, что Иисус Христос жил 2000 лет
назад, то мы понимаем, когда и в какие
времена это было. Если мы скажем, что
что-то будет через 200 лет, мы тоже поймём,
когда это будет, т.е. человечество
ориентируется во времени.
Что управляет
днём? (Солнце,
с восходом солнца наступает день).
А ночью? (Луна
и звёзды).
Светилам было
ещё поручено управлять годами. Сейчас
мы с вами разберёмся, как солнце управляет
годом (Вызвать
двоих ребят).
Маша,
ты у нас будешь изображать землю, а Паша
– солнце.
Земля вертится
вокруг солнца. Сейчас Паша будет стоять
на месте, а Маша обойдет Пашу вокруг. Я
поставлю флажок, который точно отметит
начало движения Земли вокруг солнца.
(Маша
обходит Пашу «от точки до точки»).
Земля делает
оборот вокруг солнца ровно за год.
Маша, а сейчас
обойди Пашу ещё раз, но уже вращаясь ещё
и вокруг себя.
Вот так, ребята,
и наша Земля: она вращается вокруг солнца
и одновременно вокруг себя. Оборот
вокруг себя Земля совершает за сутки,
а вокруг солнца за год.
В разное
время Земля получает разное количества
тепла от солнца. Если тепла больше, то
на той части земли… (лето), если меньше,
то …(зима), а в переходные периоды –
весна и осень.
(При помощи
прибора теллурий, который должен быть
в кабинете физики, можно объяснить
детям, почему происходит смена времён
года.)
Ребята, кто из
вас знает, почему луна бывает такой
разной : то полная (м-ф
11),
то половинка (м-ф
12),
то как бы с одной стороны «обрезанная»
(м-ф
13),
то в виде серпа (м-ф
14-15),
то её вообще нет?
Чтобы ответить
на этот вопрос, давайте
посмотрим
на схему (м-ф
16: Лунные четверти).
Луна вращается вокруг Земли. При разных
положениях Солнца, Земли и Луны
относительно друг друга мы по-разному
видим её освещенный диск. Часть освещенного
диска называется фазой Луны. Принято
выделять 4 фазы Луны:
- Новолуние
– Луна находится между Солнцем и Землёй,
и поэтому диск Луны, обращённый к Земле
полностью темный. Вот тогда мы Луну и
не видим.
Первая четверть
- растущий
лунный серп выглядит в форме полудиска.
Посмотрите,
какое интересное название «четверть»!
Прямо как у нас в школе!
Для
удобства учебный год разделён на 4
части, и каждая из четырёх частей
называется четвертью, которым даны
порядковые номера: первая, вторая,
третья, четвёртая. Полный оборот вокруг
Земли Луна делает почти за 28 (27,3) суток.
Это время называют лунным месяцем. Для
удобства лунный месяц тоже разделили
на 4 части или четверти. Только первая
четверть лунного месяца, как бы нулевая,
т.к. начинается с новолуния.
(Потому что
диск Луны освещён солнцем полностью,
т.е. луна полная).
И в последней
III
четверти освещено
вновь ровно полдиска, только с другой
стороны, по сравнению с фазой первой
четверти.
Как же разобраться где 1-я
фаза, а где 3-я? Это очень просто!
Если к лунному серпу
приставить воображаемую "палочку",
чтобы получилась буква "Р" (Растущий),
то месяц растёт – это 1-я четверть, если
же месяц выглядит, как буква "С"
(Старый), то он убывает – это 3-я четверть.
Смотрите, что получается:
солнце отсчитывает годы, а луна не только
месяцы, а ещё и недели (в\ф
17: Лунный месяц. Фазы луны)!
Одна четверть лунного
месяца соответствует неделе)
Теперь
нам надо все это зарисовать).
Рисуем: земля
- круг, твердь – круг больше, на земле –
сушу, в космосе: с одной стороны Земли
– солнце, с другой стороны Земли – луну
и звёзды. Раскрашиваем: моря- синим
цветом, сушу – зелёным, твердь – голубым,
солнце – оранжевым, луну – жёлтым и
звёзды – синим цветом.
В Библии
написано, что, сотворив солнце, луну и
звёзды, Бог снова сказал, что это хорошо.
Почему? (Ответы
детей: смена времён года, чередование
дня и ночи, возможность ориентироваться
во времени…)
Это
хорошо ещё и потому, что Бог подарил нам
это небо – эту бесконечную Красоту. Мир
подобен своему Создателю. Через творения
Божии нам открывается всё величие Божие.
У кого из нас не захватывало дух, глядя
в бескрайнее космическое пространство.
Там, на тверди небесной, всё так упорядочено
и строго!
В ваших тетрадях
нарисуйте 4 фазы луны.
Справа от
рисунка луны, изобразите смену времён
года (можно на
примере дерева, детских забав в разное
время года…).
|