Пятница, 26.04.2024, 15:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 1 год обучения

Урок 1

Урок 1. Тепло и уют родного дома. Русские народные сказки.


Задачи:

  • ребёнок получит представление об укладе и традициях жизни русских

крестьян, устройстве русской избы;

  • поймёт, что в старину сказки передавались из уст в уста, дополняясь и

обогащаясь рассказчиками, поэтому сказки называются «народными», а

сказочное творчество - «устным»;

  • будет способен отличать волшебные сказки от других;

  • ребёнок включится в игру и захочет помочь Иванушке найти свою сказку.


м-ф

Название медиафайлов

01

Дом

02 – 18

«Земля русская»

19

Святой угол

20

Господь Вседержитель

21

Владимирская икона Божией Матери

22

Серафим Саровскй

23

Блаженная Ксения Петербургская

24

Лампада

25

Лучина

26 - 33

У Лукоморья …


Файлы для загрузки:


Тема нашего сегодняшнего урока «Тепло и уют родного дома».

Учитель пишет на доске слово « Дом». Посмотрите, ребята, слово «Дом» я написала с большой буквы, как имя собственное.

Как вы думаете почему? (Предположения детей).

А написала я это слово с большой буквы потому, что имела в виду не само здание, в котором мы живём, а нечто другое.

Давайте подумаем, что включает в себя понятие « Дом»?

Есть такое выражение «Дом – там, где твоё сердце».

  • А где наше сердце?

Сердце наше там, где наши родные и близкие, те, кто нам дорог (м-ф 01).

Дом – это там, где нас… (любят и всегда ждут).

А начинается родимый дом с родной земли. Наша Родина – Россия, Русь

«О светло светлая

и красно украшенная

земля русская!» (м-ф 02).

Многими красотами дивишь ты: (м-ф 03)

Озёрами многими (м-ф 04),

Дивишь ты реками (м-ф 05)

И источниками месточтимыми (м-ф 06),

горами крутыми (м-ф 07),

холмами высокими (м-ф 08),

дубравами частыми (м-ф 09),

полями дивными (м-ф 10),

зверьми различными (м-ф 11, 12,13),

птицами бесчисленными (м-ф 14),

городами великими (м-ф 15),

сёлами дивными…

Всего ты исполнена,

земля русская!..

(Во время прочтения стихотворения учитель показывает видеофайлы «Земли русская»( с 1 по 18).

Этим певучим строкам из «Слова о русской земле» больше 700 лет. Русь – светлое пригожее место, страна света! «Слово» так и начинается:

«О светло светлая

И красно украшенная

Земля русская!»

Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие во времени, а точнее в далёкое прошлое.

Откройте в ваших тетрадях урок 1 и посмотрите, какой чудо-терем изображён на рисунке. Вот в таких теремах раньше жила русская крестьянская семья. Сколько мастерства, фантазии, любви вкладывали люди при постройке своего дома. Свой дом люди называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров, по своей значимости находится в одном ряду таких понятий как жизнь, добро, родная земля. Возводя дом, человек как бы отгораживается от большого пространства, строит свою маленькую вселенную. В устроенное жилище привносит особый порядок. Дом наполняется образами, отражающими извечное стремление человека привлечь силы света, добра, а от злых сил уберечься.

Крыша дома в народных представлениях связывалась с небом, а клеть (жилые помещения) с землёй.

Сама крыша напоминала распахнутые крылья большой птицы, которая заботливо накрыла дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что дом-птица охраняет домашний очаг. Венчал крышу дома конь.

Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты.

Движение солнца по небосводу отражалось на фронтоне (учитель показывает на рисунке фронтон: треугольная верхняя часть терема, ограниченная двускатной крышей). По краям крыши прикреплялись резные доски – причелины (от слова чело - лоб, учитель показывает их на рисунке), которые украшались резьбой в форме круга – символа солнца. Левый край символизировал утреннее восходящее солнце. Конёк и солнечные знаки на доске-полотенце посередине фронтона – это символ полуденного солнца.

В тетрадях на доске-полотенце мы видим «бегущее солнце», Правый край крыши – причелина – символизирует вечернее заходящее солнце.

Как выдумаете, почему такое особое значение придавалось символам солнца? (Солнце – это свет, это тепло, это жизнь.)

Давайте потихонечку откроем дверь и войдём в дом.

Мы с вами оказались в одной из крестьянских семей. Давайте рассмотрим убранство горницы.

В правом углу горницы на специальной полочке, (м-ф 19. Святой угол.) покрытой вышитым узором полотенцем, располагаются иконы с изображением Господа Иисуса Христа, Божией Матери и особо почитаемых святых (м-ф 20/ Господь Вседержитель, м-ф 21/ Владимирская икона Б.М., м-ф 22/ прп. Серафим Саровский, мф-23/ Блаженная Ксения Петербургская). Иконы ещё называют образами, и перед ними зажигается лампадка (м-ф 24. Лампада).


• Как вы думаете, зачем перед образами возжигаются лампады? (Предположения детей)
     
Лампады знаменует собою Христа как Свет миру, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. А также означают свет, которым сияют праведники.

Такой угол называется святой. Каждый заходящий в дом, первым делом, крестясь, кладёт поклон святым образам. (Очень хорошо, если учитель п окажет, как это делается). Перед святыми образами человек произносит молитву.

Под образами ставится сноп с колосьями – хлеб земной, без которого человеку не прожить. Тут же находится обеденный стол, который украшает свежевыпеченный хлеб.

Как вы думаете, почему художник в ваших тетрадях не нарисовал хлеб на столе?

Конечно, ему хотелось, чтобы вы сами это сделали. Нарисуйте, пожалуйста, на полотенце, которое лежит на столе, горячий каравай хлеба.

Как показать, что хлеб горячий? (Нарисуем пар, поднимающийся от хлеба).

Когда семья садится за трапезу, глава семьи – отец или дед обязательно прочитывает молитву перед вкушением пищи и после, вознося благодарение Богу.

Посмотрите как тепло и уютно в этом доме. Отец плетёт корзину и его сыновья рядом с ним, глядя, обучаются этому непростому делу.

Мать прядёт пряжу и рядом с ней дочери, обучаются, наблюдая за работой матушки. Бабушка в люльке качает маленькую внучку.

Работы по дому много, всем хватает - и малым и старым, и поэтому люлька специально подвешена посередине горницы, чтобы каждый проходящий мимо качнул её, улыбнулся малышу, полюлюкал с ним.

Нам, ребята, несказанно повезло: мы очутились в деревне поздним зимним вечером, в ту пору, когда обычно рассказывались сказки.

Как вы думаете, почему сказки обычно рассказывались зимними вечерами?

(Зима – самое свободное от работы время. Весной подготовка к посевной: проверка готовности посевного инвентаря, инструментов, почвы, вспашка земель, подготовка грядок, сам посев семян, посадка картофеля, овощей, приведение сада и садовых деревьев и кустарников в порядок… Лето – самая напряжённая пора: косьба, жатва, уборка хлеба.

Осенью – уборка урожая, заготовки на зиму: варят варенье, солят капусту, огурцы, помидоры; убирают на хранение и консервируют овощи и фрукты.)

Весной, летом и осенью работы очень много. Ну, а зимой можно немножко и передохнуть. Днём занимаются домашними делами, а вечером… вечером вся семья соберётся у зажжёной лучины.

А вы знаете, что такое лучина? (Ответы детей. Тонкая длинная щепка, которую зажигали, и она, тлея, давала свет м-ф 25. Лучина)

Старшие плетут лапти, малыши тут же смотрят и учатся, как это делать, а кто-нибудь из взрослых заводит сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…» Притаились дети у лучины и не шевельнуться. Тихо и мерно звучит голос сказочника.

Или: « Жили-были старик со старухой…» И каждый вечер – новая сказка.

Как вы думаете, почему сказка называется «сказкой»? (Ответы детей)

Да, сказку не читали, а рассказывали, и создавали их, часто прямо по ходу рассказывания. Сказки передавались из уст в уста, т.е. устно, из поколения в поколение.

А как все эти сказки дошли до нас? ( Ответы детей).

Да, ребята, собиратели сказок специально ездили (да и сейчас ещё ездят) по деревням и сёлам и записывали народные сказки.

Как вы думаете, почему и дети, и взрослые любят сказки?

Да, сказка – это особый волшебный мир, живущий по своим законам.

А какой основной закон действует в сказках? (Добро всегда побеждает зло).

Сказочный мир населён персонажами, которых нет в реальной жизни.

Каких сказочных персонажей вы знаете? (Ответы детей).

Волшебная сказка – неизведанная страна. В ней оживает чудесный мир, заполненный невиданными существами.

Вот как об этом написал в своей поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин:

«Там чудеса: там леший бродит (м-ф 27),

Русалка на ветвях сидит (м-ф 28);

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей (м-ф 29);

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей (м-ф 30);

Там ступа с Бабою-Ягой

Идёт, бредёт сама собой (м-ф 31);

Там царь Кощей над златом чахнет (м-ф 32);

Там русский дух… там Русью пахнет! (м-ф 33


Учитель: Ребята, вы слышите, кто-то вздыхает? (Учитель ищет и находит заранее спрятанную куклу Ивана-царевича).

Учитель: Здравствуй, добрый молодец! Как тебя звать-величать?

Иванушка: Зовут меня Иван.

Учитель: Что ты, Иванушка, не весел, буйну голову повесил?

Иван: Как мне не горевать, добрый человек! Не помню я ни рода своего, ни племени! Помню только, что всю свою жизнь прожил я в одной чудесной сказке.

Учитель: А что же с тобой случилось?

Иван: Кто-то похитил меня из моей сказки и перенёс в ваш мир. Но самое печальное, что я ничего не помню, кроме своего имени.

Учитель: Не горюй, Иванушка, мы поможем тебе? Давай познакомимся: меня зовут О.О., я учитель, а это мои ученики. Именем Иван названы герои многих русских народных сказок.

Иван: Что значит русская народная сказка?

Учитель: Ребята, что значит народная сказка? (т. е. эти сказки сочинил народ).

Иван: Вы, наверное, шутите. Как же может весь народ собраться в одном месте и сочинять сказки, даже царский дворец не вместит весь русский народ.

Учитель: Иванушка, конечно, не весь русский народ принимал участие в создании сказок.

Ребята, может, вы ответите Иванушке, как рождались сказки?

(В ответе либо из уст учеников, либо самого учителя должно прозвучать, что в народе были люди, которые сочиняли сказки прямо по ходу рассказывания. Затем кто-то из слушателей рассказывал эту сказку другим людям. Он мог уже что-то добавить своё. А кто-то из этих слушателей рассказывал другим слушателям, тоже может быть, что-то добавляя, т.е. сказки передавались из уст в уста, часто немного дополняясь и изменяясь. Так и рождались сказки. Мы можем встретить несколько вариантов одной и той же сказки).

Иван: Я очень рад, что попал к таким добрым людям, но одно меня беспокоит, вдруг я не добрый герой, а злой, а вы будете мне помогать!

Учитель: И на этот вопрос тебе ответят дети.

Ребята, давайте вспомним сказки, в которых герой - Иван, и в какой сказке он злой герой. (Ответы детей: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – крестьянский сын», «Иван – Быкович», «Иван – царевич и серый волк»…)

Учитель: Вот видишь, во всех сказках Иван - добрый герой, непослушным быть может, но обязательно добрый, и всегда приходит на помощь.

Иван: А в какой сказке Иван непослушный? ( Ответ детей: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», а непослушный потому, что…).

Иван: Нет, это не про меня, я уже не маленький мальчик, а добрый молодец.

Спасибо вам, ребята! Радостно у меня на душе стало от вести, что я добрый человек.

Учитель: Значит, мы просто обязаны тебе помочь! Иванушка, к следующему занятию я подберу сказки, в которых герой – Иван. И ты, Иванушка, нам помогай, вспоминай других героев своей сказки.

Д\З: раскрасить рисунки. (Учитель показывает детям в правом нижнем углу страницы изображение листика и говорит, что такие листики расположены в конце каждого урока. Тем детям, которые успешно завершат путешествие, выполнив все задания, учитель закрасит листик зелёным цветом. Затем учитель показывает «Древо достижений», расположенное в конце тетради и объясняет, что число листиков на древе соответствует числу листиков в тетради или числу путешествий. После того, как учитель раскрасит листик, ребёнок может закрасить листик на Древе. Очень здорово, если у всех детей деревья к концу года станут зелёными).

Категория: 1 год обучения | Добавил: StanislavZ (08.12.2010)
Просмотров: 950 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.