Вторник, 20.11.2018, 15:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 2 год обучения

Урок 6.
Урок 6. Блаженные или юродивые Христа ради
 
Задачи:
  •  ребёнок получит представление о юродстве как об одном из тяжелейших подвигов, принятых Христа ради, в котором юродивые под мнимым безумием скрывали духовную мудрость и красоту;
  •  он проникнется уважением к юродивым и узнает об особом отношении к юродивым на Руси.
№ м-ф Названия медиафайлов
01. Юродивый (Василий Блаженный)
02. Василий Блаженный
03/видео. Юродство: 47 с
04/видео. Блаженные Николай Качанов и Федор-1: 3 мин 12 с
05/видео. Блаженные Николай Качанов и Федор-1: 1 мин 05 с
06. Николай Качанов
07/видео. Юродивые – зеркало мира: 44 с
08/видео. Прокопий Устюжский: 2 мин 20 с
09/видео. Никола Салос: 1 мин 33 с
10. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг
11. Блаженный
12. Василий Блаженный
13/видео. Василий Блаженный-1: 53 с
14. Василий Блаженный-2: 1 мин 06 с
15. Василий Блаженный -3: 2 мин 25 с
16. Храм Василия Блаженного (Покровский)
17. Рака с мощами Василия Блаженного
18/видео. Храм Василия Блаженного: 39 с
19. Обобщающая таблица
20. Рефлексия
  •  (М-ф 01. Юродивый) Какого человека можно назвать юродивым? (Глуповатого, чудаковатого, безумного)
      В христианстве существует особый тип святых (м-ф 02. Блаженный Василий), сознательно принявших на себя образ глупенького, чудаковатого, безумного человека и добровольно отказавшихся ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых форм поведения: зимой и летом они ходили босиком, а некоторые и вообще без одежды. Юродство – одно из самых необычных проявлений христианской святости, и один из тяжелейших подвигов, принятых ради Христа. Некоторые юродивые или как их ещё называют блаженные, несли свой подвиг пятьдесят-шестьдесят-семьдесят лет, и в течение всего этого времени добровольно подвергали себя издевательствам и насмешкам (м-ф 03/видео. Юродство: 47 с. История донесла до нас немало упоминаний о людях не совсем обычных с точки зрения нормального поведения. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный».)
  •  Как вы думаете, зачем нужен такой странный вид святости, как юродство? Что святого может быть в человеке, который ведёт себя глупо, часто вызывающе, а подчас и непристойно? (Предположения детей)
     Найти ответ на этот вопрос нам поможет житие двух юродивых Христа ради, Николки и Феодора, живших в Новгороде в 14 веке. Река Волхов, протекающая в Новгороде, делит город на две части: Софийскую сторону и Торговую. Жители этих сторон сильно враждовали друг с другом, и доходило до того, что новгородцы разных сторон сбрасывали друг друга с моста в реку Волхов. Усмиряло горожан только появление архиепископа, который осенял их святым крестом.
     Блаженный Николка жил Софийской стороне, а Феодор – на Торговой. Каждый из двух городских "дурачков" ревностно оберегал собственные пределы. Оба юродивых, бывало, сходились на Волховском мосту и на глазах у всех затевали ссоры, ругань, драки. Часто один из них нарочно приходил на чужую сторону, а другой непременно его прогонял (м-ф 04 м-ф 04/видео. Блаженные Николай Кочанов и Фёдор -1: 3 мин 12 с: Раз один боярин пригласил к себе на Софийскую сторону блаженного Феодора. Тот ответил: «Ни за что не пойду туда — там живет злой Никола, он непременно побьет меня!» Но все-таки пошел. Но как только он появился на Софийской стороне, на него напал блаженный Николай. Со страшными воплями он ринулся на Феодора. Фёдор тотчас бросился наутек, сигая через огородные плетни и истошно вопя. Он так перепугался, что даже «не заметил», как выбежал не к мосту, а просто на берег и, спасаясь от «злого Николы», побежал прямо по воде. Николка, схвативший с огорода кочан капусты, гнался за нарушителем... тоже прямо по воде. Оба бежали по воде, как по суху. Добежав до середины реки, Николка кинул вдогонку Федору кочан и, шумно пригрозив, заковылял по волнам на родную половину. Наблюдавшие за ними горожане оцепенели.)
  •   Что же святого может быть в этих двух «вояках»? Как вы думаете, зачем они вели меж собою войну? (Предположения детей)
     Посде ответов детей м-ф 05/видео Блаженные Николай Качанов и Фёдор -2: 1 мин 05 с Чтобы образумить своих сограждан, показать им всю бессмысленность, греховность и смехотворность подобной борьбы, оба блаженных и вели между собой притворную войну. В их поведении новгородцы могли видеть себя «со стороны». Блаженный Никола после этой «битвы» получил прозвище Качанов (м-ф 06. Николай Качанов). Юродивые – зеркало для людей (м-ф 07/видео. Юродивые – зеркало для людей: 44 с. Этот и многие другие случаи показывают, как юродивые своим примером пытались вразумить людей, доводя до абсурда те пороки, которые свойственны многим из нас. Они, будучи очевидно святыми людьми, сподобившимися от Бога дара чудотворения, в карикатурной форме изображали мелочную обидчивость, зависть, сварливость, давая людям возможность посмотреть на себя со стороны. Посмотреть и устыдиться. Желая вразумить людей, юродивые становились как бы зеркалом для них.)
  •  Как вы думаете, что заставляло юродивых вести подобный образ жизни?
     Юродивые были движимы состраданием и любовью к своему народу. Известно немало случаев, когда юродивые спасали целые города. Так Прокопий Устюжский, который считается первым юродивым на Руси, в один воскресный день начал призывать жителей Устюга к покаянию, предупреждая, что если они не раскаются в своих грехах, город постигнет Божий гнев. (м-ф 08/видео. Прокопий Устюжанин: 2 мин 20 с. Люди смеялись над блаженным, говоря «он не в своем уме». Еще несколько дней после этого блаженный Прокопий со слезами на глазах умолял устюжан принести покаяние, но никто его не слушал. И лишь, когда вскоре грозное пророчество святого сбылось, и на город налетел страшный ураган, люди в трепете сбежались в соборный храм, где перед иконой Богоматери, теплой Заступнице рода нашего, слезно молился святой угодник Божий. Последовав его примеру, жители Устюга также начали усердно молиться. Город был спасен, но главное – были спасены многие души, получившие вразумление благодаря молитвам святого Прокопия.)
     Или Никола Салос, псковский юродивый, предотвративший кровавую расправу над своим родным городом, когда в феврале 1570 года, после опустошительного похода с войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода (м-ф 09/видео. Никола Салос: 1 мин 33 с).     
     Подвиг юродства во Христе кардинально отличается от деяний других святых, чья жизнь вызывает восхищение верующих и понятны человеку (м-ф 10. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг). А в юродстве всё непонятно и противоречиво (м-ф 11. Блаженный Василий): всё, что обычно для человека важно: власть, деньги, семья, хороший дом, хорошая одежда…, всё это юродивому Христа ради не нужно, он это добровольно с себя сбрасывает, раздаёт другим. Принимая на себя образ юродивого, человек выстраивает некую стену между собой и окружающим обществом и внутри этой своей жизни он обретает истинную свободу и способность говорить людям правду.
     Юродство – это совесть народа! И когда люди обнаруживали, что юродивый говорит то, что оказывается правдой, то они понимали, что перед ними непростой человек. Юродивые, обличая несправедливость и людские грехи, не боялись даже царей, за что в народе пользовались большим авторитетом и любовью. Так, во время массовой казни бояр в Москве, Василий Блаженный безбоязненно обличил Ивана Грозного в присутствии огромного скопления народа. Когда разгневанный царь готовился пронзить Василия копьём, народ, молчавший во время казни бояр, закричал: «Не тронь его! Не тронь блаженного! На наших головах ты волен, а блаженного не тронь!» И Иван Грозный был вынужден отступить. Многие юродивые обладая даром прозорливости, часто говорили бессвязно, намёками, иносказаниями, чтобы люди приписывали прозорливость не им, а Богу.
     Самым знаменитым юродивым Христа ради за всю историю нашей Церкви был Василий Блаженный (м-ф 12), о котором мы сегодня уже упоминали. Василий жил в Москве в 15 веке (м-ф 13/видео. Василий Блаженный-1: 53 с. Родители отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, как повествует житие Василия Блаженного, был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. Один купец зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрет. Так действительно и случилось.) Василий шестнадцати лет от роду оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям. Зимой он переносил такие морозы, от которых трескалась земля, а летом терпел зной на солнце. Ни дружбы, ни знакомства у него ни с кем не было. Ум блаженного Василия непрерывно был занят молитвой и богомыслием (м-ф 14/видео. Василий Блаженный – 2: 1 мин 06 с)
     Один купец, задумавший построить в Москве каменную церковь, но своды которой трижды обрушивались, обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
     Василия знали в Москве все - от торговца до царя Ивана Грозного (м-ф 15/видео. Василий Блаженный -3: 2 мин 25 с. Иван Грозный не раз принимал блаженного в своем дворце, прислушиваясь к рассказам о его видениях и советам. Однажды царь, стоя на службе в храме, задумался, как ему украсить свой новый дворец на Воробьевых горах. По окончании богослужения к нему подошел Василий блаженный. - Что-то я тебя не видел, - сказал Иоанн. - А я тебя видел, только не здесь, а на Воробьевых горах. А ведь церковь поет "всякое житейское отложим попечение".
     В другой раз царь пригласил его к себе на трапезу, и Василий трижды выливал за окно поднесенное ему вино. - Ты что, брезгуешь моим угощением? - спросил недовольный царь. - Нет, но надо было тушить пожар в Новгороде, и я его потушил. Позже стало известно, что как раз в это время огонь охватил Новгород, но пошел дождь и залил пожар.)
     Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, царь Иван Грозный с царицей посещали его. Василий скончался 2 августа 1551 года. Сам царь с боярами нес его одр. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, где через год в память покорения города Казани, произошедшее в праздник Покрова Божией Матери, царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор (м-ф 16. Покровский собор или храм Василия Блаженного). Таким образом, могила блаженного оказалась у самой стены этого собора. Вскоре стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Через 30 лет после кончины блаженного, царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, а на месте, где он был погребен, соорудил для его мощей серебряную раку (м-ф 17). С тех давних пор собор во имя Покрова Божией Матери в народе стали называть храмом Василия Блаженного (м-ф 18/видео. Храм Василия Блаженного: 39 с)
     Далее дети под руководством учителя заполняют обобщающую таблицу «Юродивые Христа ради» (м-ф 19. Таблица).
 
(Для справки: Одной из причин появления юродивых было то, что простые люди очень часто страдали от произвола, насилия, корыстолюбия, эгоизма властьпридержащих. При этом пожаловаться было некому, а если кому и удавалось добраться до более высоких лиц, чем его обидчик, то обычно дело решалось всё равно не в его пользу и человека, решившего правду искать, за этот поиск наказывали. Тем более указать правителю на его недостатки и вовсе было делом смертельно опасным. Юродивые же, во-первых, до некоторой степени пользовались неприкосновенностью, и в силу этого могли себе позволить больше, чем остальные люди; а во-вторых, для юродивого пострадать от произвола власти было даже и к лучшему: этим он подавлял свою гордыню, усмирял тело, а если его казнили, то погибал он за правду и за веру, впрочем, такое случалось редко.)
Рефлексия (см.1 урок)
Д/З: Проверь себя: Кроссворд "Блаженные"
1. Блаженный, именем которого стали называть собор во имя Покрова Божией Матери в Москве. 2. Псковский юродивый Никола …, предложивший Ивану Грозному кусок сырого мяса и спасший свой город от кровавой расправы. 3. Прокопий …, который считается первым юродивым на Руси. 4. Имя одного из новгородских блаженных, которые во время одной из «ссор» побежали по воде, как по суше. 5. Прозвище «злого» Николки. 6. Имя Петербургской блаженной, которая после внезапной кончины мужа избрала тяжелый путь юродства. 7. Царь Иван …, который не раз принимал Василия блаженного в своем дворце.
Ответы.
1. ВАСИЛИЙ
2. САЛОС
3. УСТЮЖСКИЙ
4. ФЕОДОР
5. КАЧАНОВ
6. КСЕНИЯ
7. ГРОЗНЫЙ

Категория: 2 год обучения | Добавил: Olga (26.03.2011)
Просмотров: 1348 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.