Среда, 22.11.2017, 06:32
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 2 год обучения

32 урок

32 урок. Праздник Пасха

№ м-ф Название медиафайла
01 /видео видео. Пасхальный звон: 34 с
02/видео Стихира. Воскресение Твое Христе : 36 с.
03/видео Воскресение Христово видевши: 1 мин 14 с)
04 Египетское рабство).
05 Исход
06/видео Установление праздника Пасха: 1 мин 23 с.
07 Кровь Пасхального Агнца)
08 Агнец
09 Полнолуние
10 Христос и фарисеи
11/видео За что распяли Господа: 24 с
12/видео Грек Гермидий: 1 мин 50 с.
13 Икона «Воскресение Христово»
14 Икона «Сошествие во ад»
15 Христос выводит праведников из ада
16 Икона «Сошествие во ад»
17/видео Сошествие во ад: 27 с
18 Гроб Господень
19 Храм Воскресения Христова
20 Кувуклия
21/видео Схождение Благодатного Огня: 2 мин 15 с
22 Колонна
23/видео Волочебники
24 Битьё яиц
25-27 Катание яиц

     Звучит пасхальный звон (м-ф 01/видео. Пасхальный звон: 34 с)
     Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры: Сам Бог, став человеком, умер за нас и, войдя в смерть, разрушил её. Словами "Христос воскресе!" христиане выражают уверенность в том, что, как Христос воскрес, так и те, кто веруют во Христа и следуют Его Заповедям, силою Божией, воскреснут к новой жизни.
     Пасха – это праздник праздников!
Стихира м-ф 02/видео. Воскресение Твое Христе : 36 с.
     Дети читают стих «Христос воскресе!»

1-й ребёнок:
Христос воскресе! Люди, братья,
Друг друга в теплые объятия
Спешите радостно принять!
Забудем ссоры, оскорбленья,
Да светлый праздник Воскресенья
Ничто не будет омрачать!
2-й ребёнок:
Христос воскресе! Ад трепещет,
И Солнце правды вечной блещет
Над обновленною землей;
И вся вселенная согрета
Лучом Божественного света,
Вкушает радость и покой.
3-й ребёнок:
Христос воскресе! День священный!..
Греми во всех концах вселенной
Творцу немолчная хвала!
Минули скорби и печали,
Греха оковы с нас ниспали,
Душа отпрянула от зла!..
4-й ребёнок:
Христос Воскресе!
Ликует нынче вся Земля-
Христос Воскрес! Пришла Победа!
Для бедняка и короля
Для итальянца и для шведа.
5-й ребёнок:
Пришёл на Землю всех спасти,
Открыл врата для Жизни Вечной,
Тем, кто готов свой крест нести,
И кто хотел бы жить безпечно,
Звучит «Воскресение Христово видевши» (м-ф 03/видео. Воскресение Христово видевши: 1 мин 14 с)

Игра по командам «Веришь ли ты?»

1. Верите ли вы, что слово «Пасха» означает «проходить мимо»? (Да)
    Действительно, само слово «Пасха» происходит от еврейского слова «песах», что значит «проходить мимо»?.
Праздник Воскресения Христова самым тесным образом связан с ветхозаветной еврейской Пасхой, установленной в память избавления израильского народа от египетского рабства (м-ф 04. Египетское рабство).
     Спасаясь от голода, израильский народ переселился в Египет. Но со временем египтяне поработили израильтян. На повеление Господа отпустить народ израильский, фараон так ответил пророку Моисею: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его? Я вашего Бога не знаю и народа еврейского не отпущу» . И только после того, как Бог послал на Египет 10 казней, о которых Моисей предупреждал фараона каждый раз, израильтяне смогли выйти из Египта (м-ф 05. Исход) в Землю Обетованную, на которой должен быть родиться Спаситель.
      Перед последней, самой страшной казнью – смертью всех египетских первенцев -, Моисей, по внушению Господа, установил празднование Пасхи, которое должно было навсегда служить израильскому народу напоминанием о том, какой ценой они были выкуплены из рабства (м-ф 06/видео. Установление праздника Пасха: 1 мин 23 с. Так сказал Господь: «Месяц сей (текущий - нисан, он соответствует нашему марту) да будет у вас первым между месяцами года. В десятый день сего месяца возьмите по агнцу на семейство. Агнец должен быть без порока, мужского пола, однолетний. Пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца, а вечером четырнадцатого дня заколите его и кровью помажьте на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут его есть.
     Ешьте же его так: пусть будут чресла (т.е. пояса на бёдрах) ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас…».)
     В полночь Ангел Господень поразил всех первенцев в земле Египетской от фараона до скота. Он прошёл мимо только тех домов, на дверях которых был сделан особый знак кровью (м-ф 07. Кровь Пасхального Агнца)
     В эту страшную ночь фараон поспешно призвал Моисея, и уже сам просил его, чтобы он поскорее уходил со своим народом, ибо египтяне боялись, что они все умрут. Израильтяне уже были готовы в дорогу, ведь должны они были есть агнца стоя, в дорожной одежде, а глава семьи с посохом в руках.
Господь вывел народ Свой из плена, чтобы из него произвести  
     Спасителя мира - Иисуса Христа, Который был распят именно под этот иудейский праздник.
      Ветхозаветный Пасхальный агнец (м-ф 08. Агнец) на протяжении многих веков до пришествия в мир Спасителя символизировал собой искупительную жертву Христа.
 (Для справки: Праздник Воскресения Христова непосредственно связан с иудейским праздником Пасхи, который установлен в память об исходе иудеев из Египта и связан с ожиданием прихода освободителя избранного народа - Мессии. В соответствии с Евангелиями, Иисус Христос был распят, умер и погребен в канун празднования Пасхи (14 нисана по еврейскому календарю), а на третий день воскрес из мертвых. Ученики и последователи Христа восприняли Его Смерть как искупление грехов мира, а Воскресение - как победу над силой зла и дарование Богом вечной жизни. Подобно пасхальному агнцу, закланному во имя того, чтобы ангел смерти не тронул первенцев иудеев (Исх. 12), Иисус Христос, принеся Себя в жертву на Кресте, даровал людям избавление от вечной смерти и проклятия - неизбежных последствий человеческого греха. Таким образом, оба праздника прославляют свободу: иудеи возносят благодарность Богу за спасение их от смерти (когда ангел смерти "прошел мимо" их домов) и за освобождение от оков египетского рабства, а христиане радуются освобождению от рабства греху и смерти. Поэтому Пасху христиане называют "праздником праздников и торжеством из торжеств".
Пасха является не только самым главным, но и самым древним из всех христианских праздников. Он установлен и отмечался уже в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страдании и Воскресении Иисуса Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие торжеству Воскресения Христова и последующие за ним. В зависимости от характера воспоминания, каждый этап праздника имел свое наименование - Пасха Страданий (или Пасха Крестная) и Пасха Воскресения. Первый этап праздника отмечался постом и покаянием, а второй - праздничными торжествами.)

2. Верите ли вы, что и ветхозаветная и православная Пасха празднуются в один день? (Нет).
     Каждый год Пасха приходится на разные даты, и одно из условий определения даты очередной Пасхи – это несовпадение с Пасхой иудейской (православная Пасха никогда не бывает раньше иудейской). За отправную точку в определении даты Пасхи берётся день весеннего равноденствия - 21 марта. Затем смотрят дату полнолуния (м-ф 09. Полнолуние). Воскресение, которое последует за первым полнолунием после 21 марта (если оно не совпадёт с иудейской Пасхой) и будет Пасхальным.

(Для справки. Малоазийских Церквах, ее праздновали одновременно с Пасхой иудейской - 14 нисана по еврейскому календарю, независимо от того, на какой день недели выпадал праздник. Западная Церковь отмечала Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Первая попытка установить для всех Церквей единое правило празднования Пасхи была предпринята св. Поликарпом, епископом Смирнским, в середине II века. Но окончательное решение о едином праздновании Пасхи было принято только на Первом Вселенском Соборе, проходившем в г. Никее (современный г. Изник, Турция) в 325 г. Собор постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она никогда не совпадала с иудейской Пасхой. Таким образом, Пасха является подвижным праздником, выпадающим каждый год на разные числа в период с 22 марта по 25 апреля. Эти числа определяются по особой таблице, Пасхалии, в которой указаны даты празднования Пасхи на много лет вперед).

3. Верите ли вы, что Господа к смерти приговорили не язычники, а иудейские старейшины, те, кто был хранителем и толкователем Закона (м-ф 10. Христос и фарисеи)?  Да. (М-ф 11/видео. За что распяли Господа: 24 с)
4. Верите ли вы, что свидетелей Воскресения Христа было более 200 человек? (Да)    
     Вот, например, что пишет Грек Гермидий, занимавший в то время официальную должность биографа правителя Иудеи, до самого распятия считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под Воскресение ко гробу (м-ф 12/видео. Грек Гермидий: 1 мин 50 с. Он хотел убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе. «Приблизившись ко гробу... — пишет Гермидий, — мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу, и над землей там показался Человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара находившаяся стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время к гробу справа от нас по тропинке спускалась женщина, вдруг она закричала: "Открылась! Открылась!” И в этот миг нам стало видно, что действительно очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились к гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного Человека».)

5. Верите ли вы, что традиционной пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Воскресение Христово» (м-ф 13. Воскресение Христово)?  Нет!
     Традиционной Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад» (м-ф 14. Икона «Сошествие во ад»).
     Христианский догмат утверждает, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю Свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, в том числе Адама и Еву, которые с верою ожидали пришествия обетованного Спасителя. (м-ф 15. Христос выводит праведников из ада). Под ногами Христа мы видим поверженные врата ада и дьявола; первым к Иисусу протягивает руку Адам, за ним Авель с агнцем в руках.
     На иконе (м-ф 16. Сошествие во ад) мы видим, как развалились на две половинки ворота, сломались и раскрылись замки — все эти обломки перечислены на иконе. Все они символизируют сокрушительную катастрофу, постигшую ад.
      Фигура Христа окружена ореолом (мандорла). Бирюзовый цвет ореола противостоит черному провалу преисподней, как чистое небо — мраку подземелья. Этот ореол на многих иконах обозначает особое пространство — пространство «не от мира сего», заполненное «невидимыми» бесплотными ангелами.
     Таким образом, на иконе представлены сразу три пространства: пространство «не от мира сего», пространство ада и пространство, в котором находятся праведники, выведенные Иисусом Христом из ада.
     И над всем господствует Крест Христов— символ искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. Сошествие во ад завершает Его искупительную миссию. Своим вольным страданием и мучительной смертью на Кресте Сын Божий искупил первородный грех прародителей, снял его с их потомков, и вывел людей из ада (м-ф 17/видео. Сошествие во ад: 27 с).

6. Верите ли вы, что каждый год на Пасху в храме Христа Спасителя в Москве сходит Небесный огонь? (Нет)
     Огонь Небесный, который называется Благодатным, ежегодно сходит на гроб Господень (м-ф 18. Гроб Господень) в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот храм (19. Храм Воскресения Христова) своей громадной кровлей накрывает и Голгофу – место казни Христа, и пещеру, в которой был положен снятый с Креста Господь, и сад, где ученица Христа Мария Магдалина первой из людей встретила воскресшего Христа.
Над гробом Господним построена часовня (м-ф 20. Кувуклия), которая называется Кувуклия.
     Святой огонь нисходит на Гроб Господен только в Великую Субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю (м-ф 21/видео. Схождение Благодатного Огня: 2 мин 15 с).
     И еще одна особенность — Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха. Знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить турецкие власти, чтобы последние именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу допустили в пещеру — «Гроб Господень». Таким образом, православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский же Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия Благодатный огонь не сходил. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну (м-ф 22. Колонна), у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески, и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма. С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день в Гробе Господнем.
7. Верите ли вы, что солнце на Пасху играет всеми цветами радуги?  Да.
     Послушайте рассказ очевидца.
«Я увидела играние солнца! Лучи собрались вокруг солнечного диска в четыре пучка и образовали красивый сияющий крест. Крест вначале был светло-розовый и блестел, переливался, на лучах вспыхивали искорки такого же цвета. Потом крест стал багрового цвета, затем оранжевого. И сам солнечный диск точно так же менял цвет и блестел, как этот крест. Это было так красиво, что я не могла оторвать глаз от такого чуда. Потом крест исчез и солнце стало играть… - остается один солнечный диск, без лучей, вокруг него возникает золотой ободок, который поворачивает то вправо, то влево, как маятник у часов, а сам диск блестит и переливается всеми цветами радуги.
Вдруг солнце быстро покатилось, как шар, по небу, по направлению к горизонту, и остановилось. Затем солнце незаметно для глаз поднялось снова на первоначальное место и продолжало играть…»

7. Верите ли вы, что как на Рождество Христово по дворам ходят колядовщики, название которых произошло от слова колядки, так и на Пасху по дворам ходят волочебники, название которых происходит от слова волочиться? (Да)
     Да, действительно, существует такой обрядовый обход домов в пасхальное воскресенье, на Пасхальной неделе (иногда в период с Пасхи до Вознесения) с пением волочебных песен (м-ф 23. Волочебники). Название обряда происходит от типичного песенного зачина, в котором употребляется глагол "волочиться" - "волочить" в значении "идти", "брести".

Идут, бредут волочебники,
Христос воскрес, Сын Божий.
Волочебники, люди добрые.
Христос воскрес, Сын Божий.
Они раз в год пребувают,
Христос воскрес, Сын Божий.
Иисуса Христа звеличают.
Христос воскрес, Сын Божий.

     Один из волочебников нес мешок для угощений (его называли "мехоноша", "скоморох"); иногда ему помогал "рожевник" с шестом в руках, на который насаживали куски подаренного мяса и сала. "Волочобники" начинали ходить по деревне после церковной службы - вечерни. Подойдя к дому, они становились под окнами. "Заводила" спрашивал у хозяев разрешение "дом развеселить" и, если таковое получал, начинал петь. В конце пения "волочобники" просили о вознаграждении, "рожевник" совал в окно заостренную палочку, ожидая подарка; если его не давали, пение продолжалось.
     Хозяева ждали волочебников как желанных гостей, считая, что от их визита зависит благополучие хозяйства, но в дом приглашать их было не принято, угощение (крашенные яйца, пироги, хлеб и т.п.) или деньги выносили во двор или подавали через окно.
Если на улице встречались две группы волочебников, между ними возникало соперничество, которое иногда принимало форму состязания в отгадывании загадок. Побеждённая в состязании партия отдавала весь сбор победителям.

Игра между командами. (Учитель раздаёт стихи командам).

1 команда.
"Ай шли, прошли волочебники.
Христос воскрес, Сыне Божий!

Аны шли, прошли, волочилися.
Христос воскрес, Сыне Божий!

Волочилися, намочилися.
Христос воскрес, Сыне Божий!

Вы дадите нам, не морите нас!
Христос воскрес, Сыне Божий!

Пару яиц на ясминку.
Христос воскрес, Сыне Божий!

Кусок сала на подмазочку.
Христос воскрес, Сыне Божий!

Конец пирога на закусочку".
Христос воскрес, Сыне Божий!

Учитель каждому участнику группы волочебников даёт угощение (конфету, яйцо, кусочек кулича и т.п.).

2-я команда.
1-й ребёнок.
Ну–те, братцы – товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдёмте в тое село,

2-й ребёнок.
Поздравим их с праздником,
С Христовым днём,
С красным яйцом!

3-й ребёнок
– Не гуси летят, не лебеди –
Христос воскрес на весь свет!
Идут – бредут волочебники,
4-й ребёнок
Волочебники – полуночники!
"Челом здоров , хозяинушка!
Чи спишь – лежишь аль спочиваешь?

5-й ребёнок
– Нам по чарке поднесёшь,
Своё счастье сбережёшь!
Не жалей, не береги,
По яичку одели!
6-й ребёнок

Да пожалуй – ко яичко
Ещё красненькое,
Что на красном блюде
И при добрых людях!

2-я команда тоже получает угощение.

Две команды волочебников состязаются в отгадывании загадок.
Учитель раздаёт командам загадки, которые загадываются поочерёдно друг другу.

1-я команда
1.
Бог сказал: Мы сотворим
Человека словом сим,
Из обычной красной глины,
И дадим мужское имя.
И Господь, по слову, дал
Имя первенцу _ _ _ _.
2.
Чтоб Израильский народ
Не пропал и шел вперед,
По пустыне знойной всей
Вел Израиль _ _ _ _ _ _.
3.
Искупил нас из могил
Потому, что так любил.
Очищаясь, я спасусь:
За меня распят _ _ _ _ _.
4.
Погубить Христа-Дитя
Он задумал, не шутя,
Сам себе могилу вырыл
Душегуб-мучитель _ _ _ _.

5.
Покаянья проповедник
И Завета он наследник,
Был в утробе он отмечен,
Звался Иоанн _ _ _ _ _ _ _ _.

2-я команда.
1.
Отделен алтарь от храма,
Здесь висят иконы в рамах,
Пред киотами лампады
Зажигаются как надо,
Перед службою, как раз.
Это что? _ _ _ _ _ _ _ _ _.
2.
Чтобы мелодия простая
В предрассветной дымке тая,
Выводила к Церкви Божьей
И к молитве всех звала,—
Бьет звонарь в _ _ _ _ _ _ _ _.
3.
Крестный ход обходит храм,
Приходите, люди, к нам!
Наши ближние и други!
Впереди несут _ _ _ _ _ _.
4.
Колю будто любят больше?
С Машей занимались дольше?
Может, это показалось?
Нет, все ясно. Это —_ _ _ _ _ _ _.
5.
Лилия — цветок нежнейший,
Самый белый из белейших,
Это символ чистоты.
Юной Деве, знаешь ты,
Был подарен сей цветок.
Кто небесный сей даритель,
Это, верно, небожитель,
Это вестник горних сил —
Сам Архангел _ _ _ _ _ _ _.

Праздник завершается чаепитием, битьём яиц (м-ф 24) и играми.
Катание яиц (м-ф 25-27)
     Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Для этого специально делали или подыскивали деревянный или картонный каток — горку с бортиками. Устанавливали каток, раскладывая перед ним крашеные яички, конфетки, маленькие подарки-сувениры. Играющие по очереди должны подходить к катку и прокатывать по нему свое яйцо. Если яйцо, скатываясь с горки, касается лежащего яичка, конфеты или сувенира, участник игры забирает его в подарок.
Чье яйцо будет дольше крутиться
По команде дети одновременно раскручивают свои крашеные яички. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель.

Столкновение яичек
Играющие садятся у стен комнаты друг напротив друга и катят навстречу друг другу крашеные яички Крашенки сталкиваются. Чье яйцо разбивается, тот отдает его.

Где яички варятся?
Дети раскладывают на столе яички. В старину их накрывали шапками, для сегодняшней игры можно взять пластмассовые стаканчики из-под йогурта. Пустые перевернутые стаканчики ставят на стол. Один из участников на время выходит из комнаты. Его зовут обратно и спрашивают "Где яички варятся?". Водящий указывает на один из стаканчиков и поднимает его. Если там есть яичко, то забирает его себе как приз.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не разберут все яички.
Категория: 2 год обучения | Добавил: Olga (22.07.2011)
Просмотров: 1056 | Рейтинг: 3.0/1
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.