Суббота, 20.04.2024, 01:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 2 год обучения

Урок 1.
Урок 1. Святая Русь
 
Задачи:
· ребёнок овладеет понятием «святость», которое, с точки зрения верующих людей, представляет собой обладание божественной благодатью;
 · поймёт, что «Святая Русь» – это, прежде всего, люди, хранящие веру Православную, а святые земли русской – это люди, совершившие в своей жизни подвиг служения Богу и людям;
 · задумается о том, что возрождение Святой Руси возможно лишь в том случае, если люди, живущие на этой земле, будут стараться в меру сил жить благочестиво и праведно, соблюдая Законы, уберегающие от зла - Заповеди Божии.
 
№ м-фНазвания медиафайлов
01Ступеньки познания
02 Святая земля
03Рождество Христово
04Святое-1
05Святое-2
06Святая Русь
07Угодник Божий
08Словарь: угодник Божий
09Святые Земли русской
10/видеоОбраз и подобие Божие: 49 с
11Святая Русь
12Святая Русь
13Священное Писание
14Раскрытая Библия
15Русские святые
16Рефлексия
     Сегодня на уроке мы будем говорить о Святой Руси. Но чтобы понять, что такое Святая Русь, нам надо выяснить для себя, что есть «святое».
(М-ф 01/Таблица 1. Ступеньки познания). Вы видите как бы ступеньки. Назовём их ступеньки познания. Сегодня на уроке мы выясним «что есть святое», и «кто есть святой».
     Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, нам надо воспользоваться полученными ранее знаниями.
     Где будем искать помощь? В Священном Писании, а точнее в Ветхом Завете, который мы начали изучать в прошлом году. На нашей планете есть земля, которую люди называют - Святой.
     · Как вы думаете, какую землю называют Святой? (Предположения детей).
     Святая Земля – Обетованная Земля, которая была обещана Богом Аврааму и его потомкам (м-ф 02. Святая Земля). На этой земле жил израильский народ, который создал и воспитал Сам Бог, потому что именно в нём должен был родиться Спаситель – Иисус Христос. Святая Земля – это Земля, на которой родился (м-ф 03. Рождество Христово) и по которой ходил Иисус Христос - Сын Божий. На этой же земле Он принял Крестную Смерть. Эта Земля освящена не только стопами Христа, но и Его Кровью, пролитой на Кресте во спасение людей.
      · Подумайте, что можно обозначить словом «святое»? (Предположения детей) М-ф 04. (Святое ________________________________ (слова-помощники: посвященное…______________)
      Обратите внимание, что у нас есть слово – помощник. Но чтобы правильно ответить на этот вопрос, нам мало одного слова-помощника, и наша задача по ходу урока набрать как можно больше таких слов.
     · Давайте подумаем, какие слова-помощники можно ещё записать? (Если не прозвучало слово «освящённое», учитель называет его сам м-ф 05/Святое-2: Святое (слова-помощники: посвящённое Богу, освящённое …).
     Русь тоже называют Святой. Святая Земля была избрана для того, чтобы принять Иисуса Христа, а Святая Русь избрана для того, чтобы принять и хранить великую святыню - веру Православную. В одной из стихир* (Словарь*. Стихира - краткое церковное песнопение)[1] поется: «…Святая Русь, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение». Святая Русь – это обязательно Русь Православная (м-ф 06. Святая Русь). На Русской земле воссияло много угодников* Божиих (м-ф 07. Угодник Божий).
      · Как вы понимаете выражение угодник Божий?
      После ответов детей м-ф 08. Словарь*. Угодник Божий – человек, угодивший Богу святою, непорочною жизнью.
      Святые угодники Божии своей чистой и непорочной жизнью освятили каждую пядь русской земли (м-ф 09. Святые Земли русской).
     · Кто же такие святые люди?
     После ответов детей. Святые – это люди, в которых образ Божий воссиял в своей первоначальной чистоте.
      · Вспомните, что понимается под образом Божиим?
После ответов детей (м-ф 10/видео. Образ и подобие Божие: 49 с). Словарь*. Образ Божий нужно видеть только в душе человека. Бог есть Дух, не облеченный никаким телом. По слову Священного Писания, Бог есть Добро и Любовь. Поэтому все добрые и благородные свойства души являются таким выражением образа Божия.
     · Как вы думаете, сколько всего святых? (Предположения детей)
     В акафисте* Всем Святым (т.е. святым всего мира. Словарь*. Акафист – хвалебная песнь) они уподобляются звёздам небесным. Как количество звёзд ведомо только Богу, так и количество всех святых знает только Бог, сосчитать их невозможно, т.к. не все угодившие Богу явлены людям. Но Церковь знает и помнит имена многих и многих святых. В церковном календаре каждый день ознаменован памятью Святых угодников Божиих, которые поминаются на церковных службах. Если бы на том месте, где жил святой, зажечь свечу, то вся Русь покроется такими свечами. Святая Русь – это море святого огня (м-ф 11. Святая Русь).
     · Как вы думаете, только ли людей, достигших святости, можно отнести к Святой Руси? (Предположения детей)
     Конечно, нет. Святая Русь – это, прежде всего, люди, хранящие православную веру. Русь исстари называли Святой Русью, потому что наибольшая часть её народа – от детей до глубоких стариков и от царя до последнего бедняка – старались в меру сил жить благочестиво и праведно, т. е. соблюдая Заповеди Божии, придерживаясь православных обычаев. Согрешив, люди приносили в церкви искреннее покаяние (м-ф 12. Святая Русь). Но святой может быть не только земля или человек.
     · Подумайте, что ещё на земле может быть святым, т.е. посвященным Богу? (Предположения детей).
     В первую очередь, это, конечно, Священное Писание (м-ф 13)! Святой апостол Павел[2] называет Священное Писание боговдохновенным, тем самым не давая людям власти самовольно изменять (искажать) живое слово Божие.
     · Как понимаете «Боговдохновенна»? Какие два слова мы здесь слышим? (Бог и вдох или вдохнуть).
    Библия написана по вдохновению свыше, благодатным дыханием Бога-Духа Святого через пророков. Чтобы это понять, давайте представим ситуацию: допустим, кто-то попросил вас помочь написать письмо. Он вам диктует, а вы пишите.
     · Кто автор письма: вы или тот человек? (Тот человек, потому что в письме выражены его мысли).
     Так и Библия: писали пророки, но Автор – Бог[3]. Было время, когда русский народ очень хорошо знал Священное Писание.
     · Как вы думаете, откуда, народ, среди которого было немало безграмотных людей, хорошо знал Библию? (Предположения детей).         
     Во - первых, на Руси обязательно посещались богослужения в воскресные и праздничные дни, во время которых читается Священное Писание. Во – вторых, в семьях по вечерам было принято читать Библию: вся семья собиралась за столом и глава семьи - отец (или кто-то грамотный) читал главы из Священного Писания.
     · Давайте посмотрим, какие слова – помощники вы записали для определения понятия «святое».
     После ответов детей. Святость, свойство, присущее Богу, которым Он наделяет лица и предметы. Святость предполагает определённую связь с Богом и поэтому ассоциируется с чистотой и непорочностью - в противоположность греховности. Таким образом, святое - это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и посвящённое Богу.
     Ребята, у вас в тетрадях дано условное изображение Святой Руси. На плоскость, изображающую Святую Русь, мы будем наносить всё, что относится к ней.
     · Как вы думаете, что мы изобразим в первую очередь? (Предположения детей)
     Конечно, Священное Писание. После крещения Руси, на землю русскую пришло Слово Божие, которое заключено в Библии (м-ф 14). · Как мы это изобразим? (В виде раскрытой книги, листы которой напоминают крылья птицы, распростёртые над Русью).
     · Далее что изобразим? (Русских святых (м-ф 15)
     · Как мы их будем изображать? (Предположения детей).
     После выслушанных предложений детей, учитель предлагает изобразить святых в виде горящих свечей). По всей «территории» Святой Руси нарисуйте горящие свечи, которые как бы олицетворяют собой святых земли Русской. Этим светом освящается не только Русь, но и другие земли. Чтобы показать это, вынесем лучи света за пределы границ Святой Руси.
     Рефлексия.  В ваших тетрадях в начале каждого урока изображена звёздочка-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после каждого занятия: · зелёный цвет – мне было интересно; · желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно; · красный – я с этим не согласен · фиолетовый – мне это «фиолетово» · чёрный - было скучно.
      Далее ребята рассаживаются в группы по выбранному цвету своих чувств. После обсуждения по группам что было интересно, что непонятно, с чем не согласны, почему было скучно или безразлично, идёт выступление представителей от групп.
· Д-з: Понятийный круг. Дома в понятийный круг впишите новые слова-термины, с которыми познакомились на сегодняшнем занятии. В этом вам помогут… (словарик и слова-помощники)
[1]Стихира из «Службы всем святым, на земле Российской просиявшим»
[2] 2 Тим. 3,16
[3] 2 Пет. 1, 21; Лк. 16, 17

Категория: 2 год обучения | Добавил: Olga (26.03.2011)
Просмотров: 546 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.