Среда, 22.11.2017, 06:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 2 год обучения

28 урок


28 урок. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут
Задачи:
• поймёт, что истинное милосердие- это бескорыстная искренняя помощь, в основе которой лежит чувство сострадания к человеку;
• на примере эпизодов из жизни отца Арсения убедится, что каждый в итоге получит то, что давал другим людям.
№ м-ф Названия медиафайлов
01 Кластер «Милость»
02 Таблица
03 «Отец Арсений»
04-11 Гонения на Церковь
12 Лагерь
13 Новые заключённые
14 Барак
15 В бараке
16 Апостол Павел
17 Этап
18 Башня Радости
19 Задание по группам

Кластер «Милость» (м-ф 01)

Милости бывают как телесные так и духовные.
Задание в тетради. Телесные милости закрась зелёным цветом, а духовные – желтым (м-ф 02. Таблица).
Уберечь человека от совершения плохого поступка Разделить горе другого человека и помочь в беде Посетить больного
Не воздавать за зло Учить истине и добру Пожертвовать некую сумму денег незнакомому человеку на лечение
Сочувствовать людям Накормить голодного Дать добрый и благовременный совет
Пожертвовать одежду тому, кто ней нуждается Утешить человека в печали Всем сердцем прощать обиды


Понять, что такое истинное милосердие по отношению к людям, нам поможет знакомство с отцом Арсением, о жизни которого его духовные чада написали книгу (м-ф 03).
Отец Арсений жил в то трудное для России время, когда власть в стране захватили большевики, и Православная Церковь подверглась жесточайшим гонениям. В то страшное время, уничтожались не только храмы и монастыри, но и лучшие люди Русской Православной Церкви (м-ф 04-11. Гонения на Церковь). Аресты священнослужителей, старцев, монахов и просто глубоко верующих людей тогда исчислялись десятками и сотнями тысяч и для многих окончились мученической кончиной.
Духовные дети о. Арсения были многочисленны. Они появлялись вокруг него, где бы ни поселял его Господь, был ли это город, где он, ученый-искусствовед, принял иерейство или деревня, куда его забросила ссылка, или затерянный в бескрайних лесах Севера маленький городок, или страшный лагерь «особого назначения» (м-ф 12. Лагерь), который в народе называли «лагерь смерти», в котором и происходили описываемые события:
I. «В лагерь пригнали большую партию новых заключенных (м-ф 13. Новые заключённые).
…Пригнали перед поверкой, когда в лагере заканчиваются все дела и начальство уже ушло или собралось уходить.
Вначале хотели хлеб выдать и обед, но потом поразмыслили – хлопотно…
Начальство, понимая, конечно, что будет в этот день в лагере большая смертность, стало распределять новых заключенных по баракам (м-ф 14. Барак) на пустые места.
…Вошли новые заключённые в барак (м-ф 15. В бараке). Вошли не люди, а тени. На ногах не стоят, во многих жизнь еле-еле теплится. На улице мороз, ветер, в дороге два дня не выдавали питание, не спали трое суток. Чем живы, как дошли до лагеря, понять нельзя. К стенкам прислонились, за лежаки держатся.
Старший по бараку осмотрел их и сказал: «На свободные лежаки разбирайтесь». А свободные лежаки от печей далеко. Холодно там, не согреешься за ночь.
Отец Арсений лежал и молился. Когда этапные вошли, встал, осмотрел их и пошел к главарю уголовников. Их слово в бараке – закон. Подошел о. Арсений к ним и сказал: «Надо этапным помочь, голодные, мерзлые, обмороженные, истощенные. Если не поможем, то часть народа умрет к утру».
Уголовники уважали о. Арсения. А тут один из «серьезных» сплюнул, выругался и проговорил: «Да ну их, пусть дохнут. Сами скоро дойдем, от своей пайки жрать не дам. Понял, папаша?!»
Отец Арсений взглянул на уголовников, перекрестился и спокойно сказал: «Этапных положим на лежаки у печей, сами на холодные переляжем, что у кого из еды – на стол кладите, а воду в печах нагреем, еще не остыли. Давайте быстрее».
«Серьезные» молча поднялись и пошли по бараку народ перекладывать, что у них из еды было – первые достали и положили на стол. Остальные барачные жители тоже, конечно, класть стали, что у них было из еды. Кто-то из шпаны пытался утаить хлеб, им наподдали так, что надолго запомнили.
Еды по крохам собрали много, накормить 25 человек было можно. Воду в кружках нагрели в печах. Отец Арсений собранное разделил, раздал, а ребята развели этапных по теплым лежакам. Все новенькие выжили, не то, что в других бараках. На третий день этапные ожили, на четвертый уже на работу послали.
Вопросы:
• Прочитайте, что сначала ответили уголовники на призыв о. Арсения? (Да ну их, пусть дохнут. Сами скоро дойдем, от своей пайки жрать не дам. Понял, папаша?!)
• Что в ответ на эти слова сделал о. Арсеий? (Отец Арсений взглянул на уголовников, перекрестился и спокойно сказал: «Этапных положим на лежаки у печей, сами на холодные переляжем, что у кого из еды – на стол кладите, а воду в печах нагреем, еще не остыли. Давайте быстрее»).
• В тексте найдите и подчеркните слова, которые помогут понять, почему «уголовники» послушались отца Арсения?
Как видим, о. Арсений не применял никаких насильственных действий. То, что сказал о. Арсений и без того было понятно всем: если не помочь этим людям, то большая часть из них умрёт.
• Как вы думаете, почему эти люди-уголовники, для которых, казалось бы, не было ничего святого, уже беспрекословно подчинились о. Арсению, этому измождённому, больному старику? (Предположения детей)
В Священном Писании Апостол Павел (м-ф 16. Апостол Павел) пишет: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них ».
Храм для Бога живого - чистое сердце человеческое.
В другом месте апостол Павел пишет: «…и уже не я живу, но живет во мне Христос ».
• Как слова апостола Павла можно связать с поисками ответа на наш вопрос «Почему уголовники послушались о. Арсения?»
В чистом сердце отца Арсения жил Христос. И в тот момент о. Арсений говорил от имени Христа и именем Христа.
Одна из главных Заповедей, данных Господом - «Возлюби ближнего своего как самого себя».
• Кто наш ближний?
Ближний – это тот, кто сейчас нуждается в нашей помощи.
• Подумайте, кого ещё (кроме этапных заключённых) через отца Арсения Господь спасал этой ситуацией? (Предположения детей)
В течение жизни человек постоянно ставится в ситуации «экзаменов – испытаний» тех или иных духовных качеств.
• Подумайте, в данной ситуации, какие духовные качества
людей испытывались? (Милосердие, сострадание, великодушие, жертвенность…)
Милосердие – это готовность помочь из сострадания. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся.
II. Следующий эпизод из жизни отца Арсения вы прочтёте самостоятельно, выполняя задание: телесные милости, которые о. Арсений оказывал заключённым, подчеркните зелёным цветом, а духовные – жёлтым.
II. «В перерывах между рубкой дров, топкой печей и уборкой барака о. Арсений успевал подходить к двум тяжелобольным и, чем мог, помогать.
«Господи Иисусе Христе! Помоги им, исцели. Яви милость Твою. Дай дожить им до воли», – беспрерывно шептал он, поправляя грубый тюфяк или прикрывая больных. Время от времени давал воду и лекарство, которое фельдшер небрежно бросил больным. В «особом» основным лекарством считали аспирин, которым лечили от всех болезней.
Одному, наиболее тяжелому больному и физически слабому, о. Арсений дал кусок черного хлеба от своего пайка. Кусок составлял четверть дневного пайка.
Размочив хлеб в воде, стал кормить больного, тот открыл глаза и с удивлением посмотрел на о. Арсения, оттолкнул его руку, но о. Арсений шепотом сказал: «Ешьте, ешьте себе с Богом». Больной, глотая хлеб, произнес со злобой: «Ну тебя с Богом! Чего тебе от меня надо? Чего лезешь? Думаешь, сдохну – что-нибудь от меня достанется? Нет у меня ничего, не крутись».
Отец Арсений ничего не ответил, заботливо закрыл его и, подойдя к другому больному, помог ему перевернуться на другой бок, а потом занялся делами барака».
Один из духовных законов учит, что каждый получит то, что давал другим людям. Чтобы тебе в трудную минуту пришли на помощь, нужно самому быть милостивым.
После одного из допросов в «особом отделе», зверски избитый отец Арсений в бессознательном состоянии оказался в больнице.
…вдруг о. Арсений услышал: "Быстро два укола камфары, осторожнее с йодом, не попадите в глаза. Накладывайте швы. Как мог этот мерзавец так искалечить человека? Осторожно брейте голову!”
Отец Арсений почувствовал, что чьи-то руки нежно поворачивают его голову...
Сознание надолго покинуло его. Потом ему рассказывали, что пролежал он без памяти больше трех дней на больничных нарах. …. Глаза были завязаны, но он все время чувствовал прикосновение чьих-то ласковых и заботливых рук, так же кто-то ласково что-то говорил ему и кормил его.
Скоро сняли повязку с глаз и головы. Врач, которого звали Лев Михайлович, заботливо возился с о. Арсением, давал советы, успокаивал…
На о. Арсения смотрели два больших близоруких глаза в очках. Лицо было мягким и добрым. "Задержу еще Вас здесь, сколько смогу, – говорил Лев Михайлович. – Задержу, да не попасть бы Вам второй раз к этому зверю. Молитесь своему Богу, а то убьет”.
Пробыл о. Арсений в больнице более сорока дней. Расставались со Львом Михайловичем, замечательно добрым человеком и прекрасным врачом, буквально со слезами.
Человек немилосердный и жестокий тоже получит то, что давал другим людям.
III. В книге «Отец Арсений, один из бывших заключённых, а впоследствии духовное чадо о. Арсения, описывает случай, который очень хорошо показывает, как действует данный закон .
Суд без милости не оказавшему милость
(Иак. 2-13)
«Летом перегоняли нас этапом строить в необитаемом месте бараки…
Идти надо было сорок километров... Солнце невыносимо жжет, гнус и комары забираются в малейшую щелку. Идем одетые, душно, тяжко. Лицо и руки зудят от укусов гнуса и пота. Идем, ноги свинцовые, груз оттягивает руки, плечи... Желание у всех одно: броситься на землю, распластаться, прижаться к ней и никогда, никогда больше не вставать, что бы ни случилось...
Устали все: охрана, заключенные и сторожевые собаки. С каждым шагом сил становилось все меньше.
Рядом со мной шел о. Арсений. Несколько раз я спотыкался, и он заботливо подхватывал меня под руку. Два или три раза я взглядывал на него и думал: "Почему он еще идет?”, а он шел– прямой, сосредоточенный, ничего, казалось, не видящий. Губы его двигались, и я уже тогда знал, что он молится.
Впереди нас шел татарин, высокий, худой...
Татарин шел, спотыкаясь, руки беспорядочно болтались, весь он как-то неестественно качался.
Болели ноги, разламывалась голова, неимоверно болело и устало тело… От усталости темнело в глазах…
Все! Сил больше нет. Сейчас упаду! И вдруг шорох от ног разорвал пронзительный крик: "Бегу! Бегу!” Раздалась необычная возня, состояние оцепенения мгновенно прошло, и я увидел, что высокий татарин, расталкивая заключенных, перескочил через канаву и побежал вверх по откосу холма. Бежал он медленно, видимо, не хватало сил.
Колонна зашевелилась, проснулась от усталости. Конвоиры направили автоматы на заключенных, а лейтенант и один из солдат повернулись к бегущему и стали стрелять. Пули ложились рядом, поднимая облачка пыли, а татарин медленно поднимался по склону.
Такой побег назывался "побег к смерти”, это случалось часто. Дойдет человек до "последнего” и тогда устраивает демонстративный побег, для того чтобы его пристрелили.
Охрана знала эти "побеги” и настигала заключенного с помощью собак, била его и направляла опять в колонну, а иногда убивала при "попытке к бегству”. Все зависело от начальника конвоя.
Татарин еле-еле поднимался по склону, а лейтенант и солдат, видя, что силы сейчас оставят его, крикнули, чтобы спустили собак. Остановят, изобьют, доложат начальству, добавят зеку еще срока, но жив будет.
Колонна замерла, переживает, понимает, что конвой спасает татарина, и вдруг сбоку застрочил автомат… с первых же выстрелов изрешетил всего татарина, и тот, падая, какие-то мгновения пытался как будто ухватиться руками за сияющее солнечное небо и, протянув одну руку к солнцу, упал головой вниз по склону, а автомат все продолжал стрелять.
Татарин лежал на склоне и хорошо был виден всей колонне…
… Стало тихо, и было слышно, как солдат сказал лейтенанту: "Товарищ лейтенант! Я его, гада, по-снайперовски уложил с первой очереди”, – в голосе солдата слышался татарский акцент.
И в это время кто-то из колонны крикнул: "Собака! Своего татарина убил. Смерть тебе!” Солдат-татарин резко обернулся к колонне и направил на заключенных автомат, и в этот момент начальник конвоя крикнул: "Ибрагимов! Отставить!”
Посмотрел я на о. Арсения – в глазах слезы, лицо серьезное, печальное-печальное, но вижу, что молится. Почему-то вид о. Арсения обозлил меня, нашел тоже время молиться и плакать! Спрашиваю: "Что, Стрельцов? Разве такого не видели?”
"Видел, и не раз, но ужасно, когда убивают безвинного человека. Ты все видишь и ничем не можешь помочь”. А я ему с издевкой сказал: "Вы бы Бога-то своего на помощь призвали. Он бы и помог татарину, или хоть бы прокляли убийцу. Хоть словесная и бесполезная, но месть”.
"Что Вы! Что Вы! Разве можно проклинать кого-нибудь, а Бог и так сейчас многих из нас спас. Я видел это. Солдата Господь покарает. Ангел Смерти уже встал за его спиной. О, Господи! Как я грешен!” – закончил о. Арсений. Сказал и пошел, грустный-грустный.
• Как понять слова о. Арсения: «Бог и так сейчас многих из нас спас». Каким образом? (Ответы детей)
Расстрел заключенного татарина снял со всех нас усталость (м-ф 17. Этап), и колонна пошла быстрее, но шла молча.
Солдата-татарина Ибрагимова убили на другой день в лагере. Убил кто-то из своих, татар-охранников… Помню, о. Арсений страшно расстроился и сказал мне: "Господи! Господи! Как это все ужасно. Еще одна смерть. Мучительная, страшная. Смерть без примирения со своей совестью и хотя бы внутреннего покаяния”. Сказал и отошел, а я с радостью подумал: "Собаке – собачья смерть”.
В тексте подчеркните слова, которые помогут вам сравнить чувства и мысли О. Арсения и автора данных строк.
Заключённые в лагере смерти протягивали, как правило, не более 3-4-х лет. А отец Арсений 29 лет провел в лагерях и ссылках, из которых последние 19 лет провел в данном лагере смерти. Этому удивлялось даже лагерное начальство: «Вот, поди же, выжил старик! Приходится освобождать!»
После освобождения о. Арсений прожил ещё 17 лет, не переставая служить Богу и людям. Многие из заключённых, которых в лагере особого режима о. Арсений спас своей любовью и заботой, стали его духовными чадами, души которых он продолжал спасать и в мирной жизни.
Башня радости (м-ф 18. Башня Радости -5).
Башня радости
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ
9. С _ _ _ _ _ _ _ я за Христа. М _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ о
8. Г _ _ _ _ _ я за Христа
7. М _ _ _ _ _ _ _ _ ы
6. Чистое с _ _ _ _е
5. М И Л О С Т Ь
4. Жажда Правды Божией
3. Кротость
2. Плач - слёзы раскаяния
1. Нищета духовная - смирение
_____________________________________________
- 1. Гордыня
- 2. Слёзы ярости, злости, обиды
- 3. Дерзость, гнев, ненависть, злопамятность
4. «Бери от жизни ВСЁ!!!»
-5. Ж Е С Т О К О С Е Р Д И Е
- 6. Нежелание очиститься от дурных с _ _ _ _ _ _ й
- 7. Разрушать _ _ _ , сеять в _ _ _ _у
- 8. Взбунтоваться п _ _ _ _ в Господа
- 9. Бесчестие к _ _ _ _ _ а на Христа
ТЬМА

Работа в группах (м-ф 19). Найдите в тексте слова, подтверждающие, что о. Арсений прошёл первые 4 ступени духовной лестницы.
1-я группа – I текст (по 1-й заповеди): имел нищету духовную.
2-я группа – IV текст (по 2-й заповеди): плакал о своих грехах.
3-я группа – II текст (по 3-й заповеди): был кроток сердцем.
4-я группа - IV текст (по 4-й заповеди): жаждал правды Христовой
Рефлексия. В таблице допишите виды телесных и духовных милостей.
Отметь значком (галочкой) те милости, которые вы оказываете другим людям.

Категория: 2 год обучения | Добавил: Olga (22.07.2011)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.