Среда, 08.05.2024, 03:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 2 год обучения

17 урок
Урок 17. Святой царь и пророк Давид
Задачи:
· придёт к выводу, что цари в Израиле появились потому, что богоизбранный народ отверг Бога, как Царя Земного и Небесного и возжелал царя, как «у прочих народов»;
· задумается о том, что, проходя через страдания, люди приобретают опыт и мудрость, изменяются, признавая свои ошибки;
· ребёнок получит представление о псалме (хвала, хваление, хвалебная песнь) как вдохновенной песне Богу, а о Псалтири как Священной Книге псалмов, входящей в состав Библии.
№ м-ф Названия медиафайлов
01 Иисус Навин
02 Идолопоклонство
03 Пророк Самуил
04/видео Поставь над нами царя: 18 с
05/видео Не тебя они отвергли, но Меня
06/видео Помазание Саула: 20 с
07/видео Иисус Христос – потомок царя Давида: 33 с
08/видео Детство Давида: 57 с
09 Помазание на царство
10 Давид и Голиаф
11 Юноша Давид
12/видео Псалмы Давида: 44 с
13 Давид-псалмопевец
14/видео Псалтирь: 1 мин 21 с
15 Бог-Отец и Бог-Сын
16 Суд над Иисусом
17 Господь Иисус Христос
18/видео Пророчества о Христе: 39 с
19 Царь Славы
20 Святой царь и пророк Давид

     При помощи Божией приемник Моисея Иисус Навин (м-ф 01. Иисус Навин) в шесть лет завоевал Землю Обетованную и разделил её по жребию между двенадцатью коленами (родами) народа израильского.
     Земля Обетованная, известная сегодня как Палестина, с самой глубокой древности была густо заселена различными племенами - по­томками Ханаана, сына Хамова, потому и называлась Ханаанскою. У Ханаана было одиннад­цать сыновей, ставших родоначальниками одиннадцати отдельных племен, которые были погружены в самое темное идолопоклонство[1].
     Не напрасно Иисус Навин, опасаясь такого соседства, увещевал свой народ в точности исполнять Закон Божий, оставаться верными Богу, не сообщаться с язычниками, не вступать с ними ни в какие отношения.
· Подумайте, какие бедствия могли постигнуть израильтян от общения с хананеянами? (Ответы детей)
     Будучи идолопоклонниками, ханаанские народы могли заразить народ Божий порочным примером нечестивых языческих обрядов и празднований. Недаром народная мудрость предупреждает «С кем поведёшься, того и наберёшься».
     После смерти Иисуса Навина израильтяне, окруженные язычниками, стали забывать Бога.
· Как вы думаете, к чему это привело? (Забывая Бога, народ переставал жить по Закону Божию).
     Когда по смерти Иисуса Навина умерли и старейшины, бывшие свидетелями великих дел Божиих, возникло новое поколение израильтян, которое стало пренебрегать повелением Божиим. Они не только не истребили оставшихся среди себя хананеев, но еще и сблизились с ними, переняли их дурные обычаи, стали брать дочерей их в жены и своих дочерей отдавать за сыновей их, и участвовали с ними в суеверном богослужении перед идолами (м-ф 02. Идолопоклонство.)
     Чтобы обратить еврейские сердца к Единому Богу и спасти их от зла, Господь посылал на них наказания: лишал Своей помощи и предавал их во власть соседних языческих народов, которые нападали на израильтян, расхищали их имущество и обращали в рабство. Такое несчастье вразумляло израильский народ и заставляло вновь вспоминать о Боге. Они оставляли нечестивые и злые дела и обращались к Богу за помощью. Тогда Господь посылал им доблестных мужей, которые с помощью Божией освобождали своих соотечественников от рабства и восстанавливали веру в Единого Бога. Таких освободителей евреи называли судьями, потому что они и после войны правили народом от имени и по воле Бога.
     Всех судей было четырнадцать. Последним судьею народа израильского был пророк Самуил (м-ф 03. пророк Самуил).   
     Самуил управлял народом сорок лет. Когда же он состарился, то поставил судьями над израильским народом двух своих сыновей. Сыновья оказались нечестными судьями. Они брали подарки и выносили несправедливые приговоры. Видя, что у всех соседних народов есть цари, израильтяне тоже пожелали избрать себе царя (м-ф 04/видео. Поставь над нами царя… 18 с. Израильские старейшины пришли к Самуилу и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов[2]» )
· Как вы думаете, почему это требование глубоко опечалило Самуила? (Предположения детей)
·Кому в израильском народе принадлежала высшая власть?
     До этого у еврейского народа Бог был и Небесным, и Земным Царем. Теперь же народ пожелал себе другого царя. Самуил старался убедить народ остаться при прежнем управлении, но безуспешно (м-ф 05/видео. Не тебя они отвергли, но Меня: 30 с. Тогда Самуил помолился Богу, и Господь сказал ему: «Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».)
     Господь сказал Самуилу, чтобы он предупредил евреев, что царь заставит весь народ служить себе, возьмет себе лучшие земли, лучшее имущество народа, и они должны будут все отдавать царю. Но народ не внял предостережениям Самуила и сказал: "Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы".
· Подумайте, почему Бог не запрещает народу избрать царя, более того, Сам указывает Самуилу, кого нужно помазать на Царство?
     Как мы помним, по православному вероучению, Бог даровал человеку свободу воли[3].
· Что мы подразумеваем под свободой воли? (Ответы детей)    
     Человек свободен в своём выборе. Над чувствами и желаниями человека никто не властен, только сам человек может решить, как ему поступить в том или ином случае.
     Господь только советует человеку как поступить: либо голосом совести, либо через Священное Писание, или, как в данном случае, через Своего пророка, но человек остаётся свободен в своём выборе. Священное Писание, однако, предупреждает, что всякое нарушение Заповедей Божиих наносит вред самому человеку.[4]
     Первым царём израильским стал Саул, которого Самуил, по повелению Божию, помазал на Царство (м-ф 06/видео. Помазание Саула: 20 с. По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, возлив на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.)
     Но через некоторое время Бог лишил Саула Царства за то, что тот, нарушив основное условие своего избрания на царство, начал действовать не как представитель Бога – высшего Царя израильского народа, а как независимый правитель.
     После смерти Саула царем богоизбранного народ стал Давид (м-ф 07/видео. Иисус Христос – потомок царя Давида: 33 с.)
     Давид был младшим сыном бедного и многодетного пастуха Иессея. (м-ф 08. Детство Давида: 57 с. В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Господу.)
     Когда посланный Богом пророк Самуил вошел в дом Иессея, чтобы помазать царя для Израиля, то пророк думал помазать одного из старших сыновей. Но Господь открыл пророку, что младший сын, еще совсем отрок Давид, Им избран для этого высокого служения. Тогда, повинуясь Богу, Самуил возливает на главу младшего сына священный елей, совершая этим помазание на царство (м-ф 09. Помазание на царство). С этого времени Давид становится Помазанником Божиим, мессией.
     Но не сразу Давид приступает к фактическому царствованию. Ему предстоит еще долгий путь испытаний и несправедливых гонений со стороны правящего тогда царя Саула, возненавидевшего Давида. Причиной этой ненависти была зависть, так как отрок Давид малым камнем сразил непобедимого дотоле филистимского великана Голиафа (м-ф 10. Давид и Голиаф) и этим дал победу еврейскому войску. После этого народ говорил: "Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч." Только сильная вера в Бога-Заступника помогла Давиду перенести все те многочисленные преследования и опасности, которым он подвергался со стороны Саула и его слуг в течение почти пятнадцати лет. Часто, скитаясь месяцами в дикой и непроходимой пустыне, царь Давид изливал свою скорбь Богу во вдохновенных псалмах, в которых славословил Всевышнего (м-ф 11. Юноша Давид):
«Господь – свет мой и
Спасение мое: кого мне бояться?
Господь крепость жизни моей:
Кого мне страшиться?»[5]
 
«Возлюблю Тебя, Господи,
крепость моя!
Господь твердыня моя и прибежище мое,
избавитель мой,
Бог мой, - скала моя; на Него я
Уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое»[6].
 
     Псалмом называется песнь, в которой воспевается слава и хвала Богу, иначе хвалебная песнь Господу (м-ф 12. Псалмы Давида: 44 с).
     Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им боговдохновенных молитв игрой на музыкальном инструменте, именуемом "псалтирион,” похожем на арфу (м-ф 13. Давид-псалмопевец).
     Со временем псалмы Давида стали непременной частью и украшением как ветхозаветных, так потом и новозаветных богослужений.
      До нас дошли не менее 78 псалмов Давида[7], которые входят в состав Псалтири, книги Священного Писания. Она состоит из 151 псалма или песен, где прославляется Господь. Своей поэтической красотой и глубиной, псалмы Давида вдохновили на подражание многих последующих составителей псалмов, которые пели при поклонении Богу. Царь Давид положил начало этой книге, составив наибольшее количество псалмов, поэтому, хоть и не все псалмы написаны Давидом, но все же справедливо наименование, которое часто дается книге псалмов: «Псалтирь царя Давида» (м-ф 14/видео. Псалтирь: 1 мин 21 с) .
     С первых же стихов Псалтири людям указывается кротчайший путь к блаженству: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе, но в закони Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.»
· Как вы понимаете выражение «блажен муж»? (Блаженство – это высшая степень счастья)
     Говоря о блаженстве мужа, псалмопевец имеет в виду не только мужчин, но и женщин. Под словом «муж» подразумевается слово "человек".
     В христианстве блаженными называют людей, любящих Бога, слушающих слово Господне и исполняющих Его заповеди, т.е. в христианстве блаженство – это высшая степень духовной радости и счастья. Чтобы быть блаженным, псалмопевец говорит о трёх условиях, требующих соблюдения. Назовите их. (Не ходить на совет нечестивых, не стоять на пути грешных, не сидеть на седалище губителей).
· Что подразумевается под советом нечестивых? (Подвести детей к осознанию того, что советом нечестивых можно назвать не только собрание, или сходбище, нечестивых людей, но и нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело).
     Не идти на совет нечестивых значит не встать на путь греха. Блажен тот человек, который не следует советам и мыслям людей нечестивых, которые противны пути Божию.
     Не иде, не ста, не ceдe, - эти слова выражают одинаково и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Блаженное дело — и не помышлять о зле. Если же, научает псалмопевец, принял ты в душу советы нечестия, не стой во грехе. А если всё же подвергся греху, не утверждайся во зле: не сиди на седалищи губителей, именно так псалмопевец называет продолжительное пребывание во зле. Итак, блажен тот, кто удаляется от согласия и соучастия с нечестивыми, кто не разделяет их мыслей и чувств, соблюдает чистоту помыслов; а если и увлечен во зло, то не стоит в нем, не закосневает.
· Но в законе Господни, - читаем дальше, - воля его, и в законе его поучится день и нощь. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
     Иметь волю в Законе, значит всегда помнить о нем, и все свои действия и поступки соотносить с правилами Закона Божия, не нарушая его.
     По смерти пророка Моисея, Господь явился Иисусу Навину, приемнику Моисея, и изрек ему Свою волю в таких выражениях: «Будь тверд и мужайся, и да не отступит книга закона Божия от уст твоих, и да поучаешися в ней день и ночь, тогда будешь благоуспешен во всех путях и делах твоих»[8].
· Как вы понимаете слово «благоуспешен»? Всегда ли успех идёт человеку на благо? (Подвести детей к пониманию того, что не всегда успех в том или ином деле идёт человеку на благо. Нередко человек, достигнув больших успехов и высокого положения в обществе, впадает в гордыню и начинает превозноситься над другими людьми. Как пример можно привести случаи, когда некоторые успешные ученики превозносятся над менее успешными, и вместо того, чтобы помочь своему товарищу, открыто смеются над ним. Благоуспешен тот человек, успех которого приносит благо, т.е. добро, потому что все свои поступки и желания он соотносит с волей Божией.)
     В неуклонном исполнении воли Божией и заключается благочестие верующего человека и соединенное с ним блаженство. Таким образом, царь Давид в первом же псалме выражает блаженство благочестивых изречениями Самого Господа Бога.
     В псалме 33 Господь устами Давида обращается к человеку: «Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей. Уклонися от зла и сотвори благо»
· Как вы думаете, в каком случае сделанное кем-либо добро не благоугодно Богу?
     Доброе дело порочится, когда делается или ради славы, или из корыстных побуждений, в надежде получить ответное добро, или ради иной подобной причины. Истинное добро то, которое делается ради самого добра, из одного сострадания к другому человеку, может быть и недостойному, не заслужившему доброго к нему отношения. В противном случае это будет не милость, а воздаяние тем, кто к нам был добр. Истинная милость та, которая подаётся не со скупостью, а с любовью, подаётся так, как будто подающий сам принимает благодеяния.
     В целом ряде псалмов царь Давид с небывалой дотоле яркостью и живостью начертывает личность и подвиг грядущего Мессии, поэтому царя Давида называют пророком. Так, в своем 2-ом псалме, который написан в виде беседы между тремя лицами: Давидом, Богом Отцом и Сыном Божиим, царь Давид впервые раскрывает истину, что Мессия есть Сын Божий (м-ф 15. Бог – Отец и Бог – Сын): «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя».
     Здесь же Давид предсказывает вражду и восстание против Мессии со стороны Его врагов (м-ф 16. Суд над Иисусом): «Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его».
     О Божестве Мессии Давид еще пишет в нескольких последующих псалмах. Например, в 44-м псалме Давид, обращаясь к грядущему Мессии, восклицает (м-ф 17. Господь Иисус Христос): «Престол Твой, Боже, вовеки, жезл правоты - жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (стихи 7-8).
     И в других псалмах содержатся глубочайшие прозрения дивного псалмопевца. Так в 21 псалме царь Давид говорит об открытых ему Богом страданиях Иисуса Христа, Сына Божия: (м-ф 18. Пророчества о Христе: 39 с. …пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои; а они смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий»[9]
 
…скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои; а они смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий. (Псалом 21:17-19)
Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его и, … ударяли Его по лицу И били Его по голове тростью, и плевали на Него (Луки 22: 63,64; Марка 15:19) Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет. (Иоан 19:23,24)
     Псалом 71-й представляет собой гимн хвалы Мессии. В нем мы видим Христа в полноте Его славы (м-ф 19. Царь Славы). Эта слава должна осуществиться к концу времен, когда Царство Христа восторжествует и зло будет уничтожено. Вот несколько стихов из этого полного радости псалма: «И поклонятся Ему все цари, все народы будут служить Ему. Ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника... Будет имя Его благословенно вовек. Доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его» (Пс. 71:10-17).
     Святой царь и пророк Давид был самым выдающимся царем, когда-либо правившим Израилем(м-ф 20. Святой царь и пророк Давид). Он сочетал в себе многие ценные качества: любовь к народу, справедливость, мудрость, мужество и, главное, — крепкую веру в Бога. Прежде чем решать какой-либо государственный вопрос, царь Давид всем сердцем взывал к Богу, прося вразумления. Господь во всем помогал Давиду и благословлял его 40-летнее царствование многими успехами.
[1] А.П. Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. Глава: Период пятый. Параграф XXIII
[2] 1 Цар. 8:5
[3] С. Слободской. Закон Божий, с. 106
[4] В. Сорокин. Завет Божий, с. 34: «Человек развивался и совершенствовался по закону любви к Богу и ко всему творению. Но любовь предполагает всегда свободу выбора. В Завете Божием это означает, что человек может стремиться к утверждению в своей жизни условий Завета, а может и противиться им. В своём выборе он свободен. Священное Писание, однако, говорит, что всякий выход человека за пределы условий Завета Божия наносит вред самому человеку, отчуждает его от истинно блаженной жизни».
[5] Пс 26
[6] Пс 17
[7] Библейская энциклопедия.2006, стр. 739
[8] Нав. 1:7-8
[9] Пс 21: 2,17-19

Категория: 2 год обучения | Добавил: Olga (18.07.2011)
Просмотров: 942 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.