Вторник, 22.01.2019, 17:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
"Приветствую Вас Гость | RSS

Духовно-нравственная культура

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
1 год обучения [34]
Здесь содержатся материалы к урокам первого года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.
2 год обучения [32]
Здесь содержатся материалы к урокам второго года обучения: конспекты, медиафайлы и вспомогательный материал.

Учебный материал

Главная » Учебный материал » 2 год обучения

15 урок
Урок 15. Скиния. Ковчег Завета
Задачи:
· ребёнок получит представление о скинии как передвижном (походном) храме и её устройстве;
· узнает, что Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде;
· поймёт, что жертвоприношения были нужны самим верующим, потому что учили ветхозаветных людей всегда и во всём полагаться на Бога, искренне и преданно верить в Него.
 
№ п\п Название медиафайла
01 У горы Синай
02/видео Глас Божий: 1 мин 24 с
03 Григорий Нисский
04/видео Скиния: 12 с
05/видео Внешний двор: 14 с
06 Трапеза
07 Семисвечник
08 Алтарь кадильный
09/видео Святое Святых: 1 мин 16 с
10Ковчег Завета в Святое Святых
11/видео Ковчег Завета вносят в Святилище: 35 с
12/видео Манна: 42 с
13 Сбор манны
14 Первосвященник Аарон
15/видео Расцветший жезл Аарона: 1 мин 05 с
16/видео Освящение Скинии. Слава Господня: 42 с
17/видео Скиния – переносной храм: 45 с
18/видео Смысл жертвоприношений: 2 мин 05 с
19/видео Прообраз жертвы Христа: 43 с
20 Схема православного храма
21 Притвор
22 Средняя часть храма
23 Алтарь
24 Иконостас
  • Синайское Законодательство (м-ф 01. У горы Синай) было дано только для израильского народа или для всего человечества? (Синайское законодательство, данное вначале только израильскому народу, впоследствии должно было распространиться на всё человечество. Синайское законодательство установило истин­ное воззрение на Единого Бога: «Я есть Господь Бог твой: да не будут у тебя боги иные, кроме Меня», отношение челове­к к Богу, а также на взаимные отношения между людьми).
     Этими заповедями Господь начертал основания нравственного закона, который должен был управлять человечеством, но сначала в лице избранного народа.
Израильский народ принял заповеди и обещал их соблюдать. Тогда был заключен Завет (союз) между Богом и Израилем: Господь обещал израильскому народу Свои милости и покровительство, а те обещали праведно жить.
·Как вы думаете, почему после событий у подножия горы Синай, народ стал просить Моисея быть посредником между ними и Богом (м-ф 02. Глас Божий: 1 мин 24 с)? (Предположения детей).
     Святитель Григорий Нисский (м-ф 03), объясняет это тем, что весь народ не имел столько сил, чтобы выносить видимое и слышимое. Израильтяне понимали, что от них требовал Бог, но, сознавая свою греховность, свою неспособность входить в непосредственное общение с Богом, взмолились Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть".
     Идея посредничества лежит в основе священнослужения: священнослужитель и есть посредник между Богом и человеком.  
     После установления Завета с Богом, Моисей объявил израильскому народу повеление Божие о построении походного храма (м-ф 04/видео. Скиния: 12 с) – Скинии, образец построения которой был таинственно показан­ Моисею на горе Синай.
    Скиния или переносной, в виде палатки, храм, была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам. Она имела три отделения: двор, святилище и святое святых. Во двор входил народ, как иудеи так и язычники, для молитвы (м-ф 05/видео. Внешний двор: 15 с). Там стояли жертвенник, на котором приносили жертвы и медная умывальница, содер­жавшая в себе воду для умовения священников. В Святилище входили священники; здесь находился стол с двенадцатью хлебами - трапеза (м-ф 06. Трапеза).
(Дополнительный материал для учителя. Трапеза - представлял собою про­долговатый стол с ножками. На этом столе находились двенадцать хлебов, которые приносились от имени двенадцати колен Израи­левых. Они располагались в два ряда: по преданию, на обоих концах стола находились «шестиэтажные» подставки для хлебов, на каждой из которых шесть хлебов располагались друг над другом. Жертвенное значение этих хлебов представлял возлагавшийся на них ладан. Каждый «ряд», точнее «столбец», хлебов увенчивался чашей с «Ливаном»:
...И положи на каждый ряд чистого ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу... (Лев. 24, 7) «Ливан» - белая благовонная смола — ладан. Благоухание, ею распростра­няемое, указывало на чистую, «благоуханную» жизнь пред Богом, которую должны были вести все двенадцать колен.
Ладан должен был напоминать о высшей цели жизни всех колен — служении Всевышнему. Хлебы лежали целую неделю от субботы до субботы, т.к. до Воскресения Христова, именно суббота была днём наиболее благоприятным для молит­венного общения с Богом, днём, который Сам Господь «благословил и освятил» (Быт. 2, 3). В этот день «открываются врата» духовного мира, и Всевышний как бы «приближается» к человеческой душе. В 7-й день хлебы убирались, заменяясь новыми, и поступали в пищу священников, а ладан сжигался. Священники съедали хлебы предложения в качестве великой святыни, употребление их мирянам было воспрещено. Хлебы эти, назывались, вследствие предложения их Богу, хлеба­ми предложения).
     Золотой семисвечник, или светильник (м-ф 07. Светильник), с семью лампадами.
     (Дополнительный материал для учителя. Светильник представлял собою подобие дерева с ше­стью разветвлениями, которые вместе с главным стволом составляли семь отдельных светилен. Светильни зажига­лись во время вечернего возношения, а главная светильня была неугасима. Светильник освещал все пространство святилища, но свет его не проникал, чрез плотную завесу, отделявшую от святилища вторую и святейшую часть ски­нии — Святое святых).
     Алтарь кадильный (м-ф 08), т.е. жертвенник, на котором священники воскуряли фимиам.
(Дополнительный Жертвенник кадильный (наподобие стола), нахо­дившийся в самой средине святилища. В нем каждое утро и вечер священниками приносилось курение благовонных трав).
     Во Святое Святых, которое отделялось от святилища завесой, мог входить только первосвященник (архиерей), да и то только один раз в год (м-ф 09/видео. Святое Святых: 1 мин 16 с. Во святом святых стоял ковчег завета. Ковчегом, или кивотом, завета назывался ящик, сделанный из дерева и обложенный внутри и снаружи золотом, с золотой крышкой и золотыми на ней изображениями двух херувимов. В ковчеге завета хранились скрижали с заповедями (скрижали завета), чаша с манною, жезл Ааронов, а впоследствии и священные книги. На двух сторонах ковчега было по два золотых кольца, куда вкладывались позолоченные шесты, чтобы носить его).
     Итак, в Святое Святых, погруженное в непроницаемый таинственный мрак, находилась лишь одна, но самая священная принад­лежность - Ковчег Завета (м-ф 10. Ковчег Завета в Святое Святых). Он представлял собою небольшой ящик, кото­рый и снаружи и изнутри был обложен чистым золотом. На крышке из чистого золота были два херувима со склонен­ными друг к другу лицами и соприкасающимися крыльями, и между ними находился самый престол Господа, «обитавшего между херувимами». Только первосвященник, и то, однажды в год, имел право входить во Святая Святых для окропления жертвенной кровью крышки Ковчега – чистилища. Первосвященник был ходатаем перед Богом за народ. В этот день он приносил жертву за грехи всего Израиля. Первосвященник был главным хранителем Закона и наблюдал за его исполнением.
     Само слово "ковчег" буквально означает некое вместилище. Ковчег в Ветхом Завете был вместилищем Бога и местом особенного Его пребывания. Конечно Бог "везде сый и вся исполняй", и в Ветхом Завете это было точно так же, но здесь некое особое место жилища Божия, место Престола Божия, Место это также назы­валось местом умилостивления, потому что там Господь Бог от­крывался в великий день очищения как Бог, прощающий беззаконие, преступление и грех. Внутри ковчега находи­лось самое дорогое, что было у еврейского народа - скрижали с 10 заповедями, данными Богом на горе Синай (м-ф 11/видео. Ковчег Завета вносят в Святилище: 35 с).
     Также в ковчег был положен золотой сосуд с манной (м-ф 12/видео. Манна: 42 с. Когда у израильтян кончился хлеб, Господь послал им хлеб небесный. И нарекли имя хлебу тому – манна. Она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же, как лепёшка с мёдом).
· Что же такое «манна»? (Манна – это пища, посланная Богом с небес, которой питался израильский народ в пустыне.)
Манну нужно было собирать ежедневно, рано утром (м-ф 13. Сбор манны). Выпадало её ровно столько, сколько нужно было для каждого человека. Днём на солнце она таяла, а собранные, вопреки повелению Божию, излишки вскипали червями, и потому нельзя было делать из неё запасы. В шестой день манна выпадала в двойном количестве, и народ делал запасы на два дня, т.е. в субботний день манна не выпадала вовсе, а манна собранная накануне оставалась свежей.
     Бог повелел Моисею поместить сосуд с манной в Ковчег «для хранения в роды ваши».
     В Ковчеге находился ещё один священный предмет: расцветший жезл Аарона (м-ф 14. Аарон) Для совершения богослужений при Скинии необходимо было избрать особый класс истинно верующих людей. Первосвященником, по повелению Божию, был поставлен Аарон, брат Моисея, священниками – четыре сына Аарона, а прочие потомки Левия – левитами, т.е. прислужниками.
     Во время странствования по пустыне, некоторые из израильтян, вознегодовали на то, что священство предоставлено только племени Аарона, и требовали, чтобы из всех колен выбирались священники (м-ф 15/видео. Расцветший жезл Аарона: 1 мин 05 с. Чтобы окончательно прекратился спор о том, кому на самом деле принадлежит священство, Господь повелел Моисею взять у начальников колен жезлы и положить их в Святая Святых перед Ковчегом Завета. «И кого Я изберу, — сказал Господь, — того жезл расцветет![1]». Всех жезлов было двенадцать. На жезле, принадлежащем колену Левиину, было вырезано имя первосвященника Аарона. На следующий день к храму собрался весь народ. Моисей в торжественной обстановке взял в Скинии все двенадцать жезлов и вынес их к народу. Тысячи израильтян явились свидетелями чуда. Жезл, который принадлежал Аарону, «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» Это было явным подтверждением того, что Аарон и его сыновья являются Богом избранными носителями священства. С этого времени народ смирился перед волей Божией и больше не осуждал род Аарона за привилегии, данные ему Богом.)
     По повелению Божию расцветший жезл Аарона был положен перед Ковчегом Завета.
     Наказ Господа построить все так, как Он показал Моисею, говорит об огромной важности всех предметов и деталей Скинии, в которой нет мелочей (м-ф 16. Освящение Скинии. Слава Господня: 42 с. Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем. При этом слава Господня, в виде облака, сопровождавшего израильский народ в пути, покрыла скинию, наполнила её и с того времени всегда находилась над нею).
·Какое значение в жизни израильского народа имело построение скинии? (Скиния – это походный храм. У израильтян появился первый на земле Божий храм для служения Господу. Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде).
     После ответов детей м-ф 17/видео. Скиния – переносной храм: 45 с.     
     Главную часть богослужения составляли жертвоприношения. В жертвы приносились животные и плоды растений.
· Как вы думаете, зачем Богу нужны жертвоприношения? (Предположения детей).
М-ф 18. Смысл жертвоприношений: 2 мин 05 с. Бог не нуждается в жертвах, приносимых людьми. Жертвы нужны самим людям. Жертвоприношения учили людей непрестанно помнить о Боге, учили разделять с Богом и горькие и радостные минуты своей жизни. Жертвоприношениями люди выражали раскаяние в совершённых грехах, они были мольбой о прощении и надеждой на избавление от власти греха. Жертвоприношения учили ветхозаветных людей всегда и во всём полагаться на Бога, искренне и преданно верить в Него.)     
  •      Подумайте, какой ещё один очень глубокий смысл сокрыт в жертвоприношениях?
     Закалываемый на жертвеннике агнец был прообразом Христа, принесшего Себя в Жертву и пролившего Свою безвинную Кровь за грехи всего человечества (м-ф 19/видео. Прообраз жертвы Христа: 43 с)    
     Православный храм построен по образу скинии. Храмы - это место особого присутствия Божия на земле.
Работа в тетради. Задание. Подпиши, какая часть храма соответствует какой части скинии.
· Из каких частей состоит храм? (м-ф 20)
     Как скиния разделялась на три части: Святое Святых, Святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор.
     Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор (м-ф -21, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые готовились стать христианами. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.
     Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма (м-ф 22). В Святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
     В православном храме в алтарь (м-ф 23) - Святую Святых, разрешается входить только священно- и церковнослужителям и помогающим в алтаре мужчинам (пономарям и алтарникам); в женских монастырях их заменяют немолодые монахини.
     Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Отделяет алтарь от остального храма иконостас (м-ф 24).
     Люди, стоящие перед иконостасом, оказываются как бы «лицом к лицу» с сонмом святых.
 [1] Чис. 17:5

Категория: 2 год обучения | Добавил: Olga (15.07.2011)
Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Банеры
Spb-Spb.ru - Поисковая система Санкт-Петербурга. Рейтинг TOP100.